Манящие дали

Опубликовано 04 Июл 2014. Автор:

В канун Дня работников речного флота России книжный фонд Осташковской центральной районной библиотеки пополнился замечательным изданием, посвященным 160-летию Тверского порта.
И очень приятно, что в качестве автора этого симпатичного во всех отношениях исторического повествования выступила наша землячка, потомственный работник пристани Осташков Наталья Китанина. Ее экскурс в прошлое доказывает читателю, что Тверь, как столица княжества, с древних пор считалась крепким связующим звеном на Волжском судоходном пути. А ее главным мореходом вполне заслуженно считают купца Афанасия Никитина, проложившего торговые пути до далекой Индии.
Но официальное летоисчисление тверского флота начинается, по словам автора книги, с 1854 года, когда, благодаря созданному товариществу «Самолет», в губернскую столицу поступили первые суда, построенные на заводе «Коккериль» в Бельгии. Специально под них в Тверь был арендован затон и построены мастерские.
Далее автор задается вопросом:
«Откуда взялось такое название акционерного общества? В начале XIX века плавали по Волге старинные суда – расшивы, беляны, гусины – с помощью парусов, бурлаков или просто по течению реки. Затем появились первые пароходы, быстро передвигающиеся по реке своим ходом. В то далекое время слово «самолет» упоминалось разве что в сказках о «ковре-самолете». Вот многие и стали называть пароходы самолетами».
http://seliger-news.ru/wp-content/uploads/2014/07/реч-порт.jpg
«Пароходом линии Тверь-Ярославль-Тверь пользовался в 1862-1870 годах Н.А. Некрасов. В мае 1862 года в Самару из Твери по Волге отплыл Л.Н. Толстой. Он писал: «Ужасно хочется парохода… На пароходе как будто опять возрождаюсь к жизни и к знанию ее».
28 августа 1866 года в Тверь из Нижнего Новгорода на пароходе «Поспешный» прибыла американская делегация. Это было чрезвычайное посольство, посетившее Россию для заключения соглашения об аренде Аляски».
А по этому поводу хочется даже пошутить: привезли на нашу голову, осталась Россия без арендной платы и без Аляски. Но и без этого факта любопытных и даже веселых сведений в книге Натальи Китаниной хоть отбавляй.
Так, в 1862 году товарищество «Самолет» располагало 25 пароходами, которые курсировали по Волге между Тверью и Астраханью и по Каме до Перми и носили названия: «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль», «Депеша», «Русалка», «Телеграф», «Влад. Глазенап» и т.д. Именно отставной капитан флота Владимир Александрович Глазенап в июле 1852 года подал прошение главноуправляющему путей сообщения и публичных зданий открыть специальное пассажирское пароходство под названием «Самолет».
Благодаря пароходам «Самолета» тверичи получили возможность добраться водными дорогами до Рыбинска, Нижнего Новгорода, Казани и Астрахани. Причем билет до Астрахани в каюте третьего класса стоил 20 рублей 50 копеек, а до Рыбинска всего 2 рубля 50 копеек.
Не может не вызвать живого интереса у осташей и «Прейскурант кушаньям на пароходах общества «Самолет». Прямо во время водного путешествия любой желающий мог отведать солянки скромной сборной, стерляди паровой, супа ракового, осетрины с хреном, рябчика целого, котлет Пожарского, груши с хересом, икры паюсной и прочей вкуснятины.
Особое место в книге Натальи Китаниной занимает глава «Пристань Калинин» в годы Великой Отечественной войны».
Не остались без внимания автора и сегодняшние трудовые будни тверских водников. Вместе с которыми свой персональный 160-летний юбилей в этом году отмечает и пристань «Калязин». Данному событию тоже посвящен целый раздел в книге.
Но особенно трепетно Наталья Китанина преподносит читателю историю развития судоходства на своих любимых селигерских просторах.
«Давным-давно, когда наш любимый «Селигер-Селигерович» точно так же плескался на своих просторах, появился первый пароход. А назывался он «Осташ». О, это было чудо техники! Он важно, не торопясь, как бы выкуривая трубку своим дымоходом, бороздил озеро.
И с 1847 года на Селигере начинается новая эпоха – эпоха пароходства…».
А мне, честно говоря, очень жаль, что один из первых селигерских пароходов не занял почетное место на постаменте, как живой свидетель той далекой, но прекрасной поры, наполненной настоящей романтикой водных дорог. Ведь они и сегодня манят людей своими далями.
Олег СЕВЕРОВ
Фото из книги
«Тверской порт»

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.