— У членов комиссии всегда хватало протоколов, составленных сотрудниками полиции, инспекторами по делам несовершеннолетних на юных правонарушителей.
На повестке дня любого заседания комиссии, как правило, рассматриваются протоколы об употреблении несовершеннолетними спиртосодержащих напитков, пропусках занятий в школе, о ненадлежащем исполнении родителями обязанностей в отношении своих несовершеннолетних детей.
Но со временем характер правонарушений меняется, и наряду с семьями, находящимися в социально-опасном положении, в которых родители не просто злоупотребляют спиртным, но и уходят в многодневные запои, а дети в это время голодают, болеют педикулёзом, бродяжничают, выявляются другие факты семейного неблагополучия.
В семьях, где как раз сложилось семейное неблагополучие, родители неплохо зарабатывают, их дети ни в чём не нуждаются, но в таких семьях детям не хватает самого главного и необходимого – внимания со стороны родителей. Нередко к окончательному разрыву с ребёнком подталкивают непродуманные и вспыльчивые решения родителей. Вот простой пример.
Дочь ушла гулять, а мать велела ей вернуться домой в девять вечера. Но девочка опоздала и позвонила в домофон на полчаса позже. Мать решает наказать ребёнка за непослушание и не открывает дверь. Она не пускает дочь домой! И что в итоге? Девочка отошла от двери, несолоно хлебавши.
Подросток нашёл, где переночевать, но тут же почувствовал вкус свободы. И вообще перестал приходить на ночь домой. Потом начались прогулы в школе, а потом мама и сама пришла в комиссию с просьбой о помощи. Думала ли мамаша в тот момент, когда не открыла дверь дочери, что жизнь её самой и её чада превратиться в кошмар?
Подростки очень ранимы и обидчивы, они сумеют переломить ситуацию в свою пользу, переиграть родителей, только что в итоге получат обе конфликтующие стороны?
Много детей, пропускающих занятия в школе. Так, одна девочка, не желающая учиться, просто не ходит в школу. Она не употребляет спиртного, не дружит с сомнительными личностями, она просто целыми днями лежит на диване. И мать ничего не может с ней поделать.
А вот мальчик одной из деревенских школ, вообще угрожает поджечь дом, или всё в доме перебить, если родители от него не отстанут. Он тоже не ходит в школу. Болтается по деревне, ищет приключений, доставляет своим поведением соседям неприятности, в итоге – однажды залез в чужой дом. А ведь семья, в которой он растет, вполне приличная, и сестрёнка у шалопая – отличница.
— Стало много детей с повышенной агрессией, — вступает в разговор ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Марина Мильевна Марина. – Дети свое агрессивное состояние сами не признают, им нужна психиатрическая помощь.
Но ведь первыми руку помощи должны протянуть родители. Не надо стесняться просить совета, и здесь помогут школьные психологи. Только надо вовремя успеть посетить специалиста, чтобы не было слишком поздно. Именно школьный психолог первым заметит изменения у ребёнка, и если нужно, посоветует обратиться к врачам. Многие родители недооценивают роль психолога в жизни подростка, а зря!
— Вот поэтому мы и настаиваем, чтобы социальный педагог в школе знал всё о семьях, в которых находятся дети, — поддерживает тему Светлана Константиновна. — На чём спят, что едят, какие взаимоотношения с родителями. Да, это титанический труд, но это того стоит. Ведь благополучное общество во многом складывается из подростков, выходящих из стен школ. С какими жизненными принципами ребята и девчата выйдут из школы, по таким принципам и жизнь свою построят. И задача учителей, психологов, социальных педагогов настроить подростков на здоровый, позитивный образ жизни. Тогда и жизнь эта будет долгой и счастливой.
Социальный педагог – посредник между несовершеннолетним и социальной защитой. И вот органам социальной защиты, (конкретно ТОСЗН), которые владеют глубокими знаниями и осуществляют постоянный мониторинг динамики социально-экономического положения семей в районе, мы поручили вести контроль за деятельностью социальных педагогов школ и Осташковского колледжа.
Наши школы имеют большие возможности и ресурсы для того, чтобы качественно вести индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на любом виде учёта и его семьёй.
Но, повторюсь, труд этот титанический и подходить к вопросу надо серьёзно и ответственно. В подтверждение сказанному такой случай.
Недавно медики выявили вопиющий факт неисполнения родительских обязанностей одной из мамаш маленькой девочки. Проследив по медицинской карте, что ребёнок, часто страдающий педикулёзом, не явился на контрольный приём, врачи стали искать пропавшую.
В садике сказали, что она сидит дома, якобы болеет. А воспитатели узнали о болезни девочки от мамаши, которая работает кассиром в магазине. И вот так, походя, рассчитываясь на кассе за продукты, работники детского сада справлялись о девочке. Когда же специалисты добрались до этой семьи, от увиденного были в шоке. У ребёнка был зафиксирован тяжелейший случай длительного педикулёза.
А ведь дошкольные образовательные учреждения – единственные организации, педагогические работники которых ежедневно встречаются с родителями или законными представителями ребёнка и имеют возможность не просто ежедневного общения, а систематического педагогического наблюдения.
Результаты наблюдений или опасений также сосредотачиваются в органах социальной защиты.
В прошлом году при планировании работы членами комиссии было принято решение сместить акцент в профилактической работе с несовершеннолетними: мы сконцентрировались на предупредительных мерах, направленных на раннее выявление лиц, склонных к совершению правонарушений и общественно опасных деяний. Согласитесь, что индивидуальная профилактическая работа с подростком, поставленным на учёт в КДН, начинается тогда, когда предыдущие комплексные профилактические меры не сработали или подросток своевременно не попал в так называемую «группу риска».
Поэтому мы разработали и ввели ежеквартальный мониторинг результативности проведения профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, заслушивая на комиссиях отчёты.
Усилили контроль за постановкой на внутренний учёт в образовательном учреждении (какие категории ставят, как ведётся работа, насколько своевременно).
Заставили выявлять, вести жёсткий учёт, проводить работу с родителями несовершеннолетних, систематически пропускающих уроки.
Кроме того, в качестве предупредительной меры, уже третий год проводим анализ результатов ежегодного обследования учреждениями образования условий жизни и воспитания несовершеннолетних первых и пятых классов.
Ведётся контроль за пребыванием подростков, состоящих на учёте в КДН, а также отдельных подростков, состоящих на внутреннем учёте, в каникулярный период.
— Светлана Константиновна, тогда давайте плавно перейдём к летнему периоду, когда у детворы появится масса свободного времени – к каникулам. Издано постановление об организации и обеспечении отдыха детей и подростков в каникулярный период. Что-то новое в этом году планируется при обеспечении подросткам летней занятости?
— Да. Помимо привычных развлечений и увлекательного времяпрепровождения, в этом году мы рекомендовали руководителям муниципальных учреждений образования принять меры к максимальному охвату организованными формами отдыха и оздоровления детей, в том числе в условиях природной среды. Это и слёты, и спортивные соревнования, туристско-краеведческие походы продолжительностью не более шести дней.
Конечно, большое внимание будет уделено организации отдыха несовершеннолетних, состоящих на всех видах учёта, а также сирот, опекаемых детей, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
— А мы со своей стороны будем осуществлять контроль за исполнением предписаний, — продолжает тему Марина Мильевна. – В прошлом году был создан межведомственный координационный совет при администрации МО «Осташковский район» по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период.
В этом году прошло уже два заседания совета, утверждён межведомственный план мероприятий по предупреждению травматизма детей и подростков в летний период.
Среди многочисленных предупредительно-профилактических мероприятий, особое внимание будет уделено организации мероприятий по предупреждению проникновения детей и подростков в подвальные и чердачные помещения муниципальных многоквартирных домов.
Будет проверено состояние детских игровых площадок и конструкций дворовых территорий. Пройдут проверки на наличие ограждений на строящихся и ремонтируемых, а также заброшенных объектах.
В планах – проведение бесед по профилактике и предотвращению укусов клещей.
Уже не за горами лето – беззаботная пора для детворы и ответственная для взрослых. Взрослые уже не первый месяц решают, как сделать отдых подростков интересным, комфортным и безопасным, а детворе лишь остаётся использовать все труды и хлопоты старшего поколения себе на благо – для отдыха, развлечений, познавательных и увлекательных, а главное — безопасных приключений.

Ирина Тинус

Добавить комментарий