От винта!

Опубликовано 22 Авг 2011. Автор:

21 августа Россия отметит День своего Воздушного флота. И несмотря на то что процесс его омоложения явно затянулся, многие из нас искренне верят в возрождение былой славы русской авиации. Это подтверждают сегодня уникальные экспонаты, представленные российскими авиастроителями на международном авиасалоне в подмосковном Жуковском.
Казалось бы, а причем тут Осташков? А нет! Его принадлежность к этому празднику пилотов всех времен таит в себе немало любопытных фактов и известных имен.
Сегодня уже трудно представить, как это настоящие военные самолеты садились когда-то на аэродроме деревни Крапивня, на взлетно-посадочной полосе острова Городомля и просто на лед озера Селигер, обеспечивая поддержку наших войск в районе знаменитого Демянского котла.
История военного аэродрома близ деревни Дулово тесно связана с фронтовой биографией командира авиаполка полковника Василия Сталина.
Грозный отец не простил ему глушения рыбы на реке Селижаровке, пьянства в тяжелые для Родины дни и как Верховный Главнокомандующий отстранил сына от командования полком.
Свой первый боевой вылет с крапивненского аэродрома совершил известный летчик – космонавт Георгий Береговой. В одном из воздушных боев был сбит фашистами. Но выжил. Пять суток потом лесами и болотами добирался до своих.
А друзья – летчики, уже «похоронив» его, поставили в землянке летчика стакан с водкой и коркой хлеба.
Недалеко от сегодняшних границ Осташковского района совершил свой знаменитый подвиг Герой Советского Союза Алексей Маресьев, ставший позже и героем «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Мало кому сегодня известно боевое прошлое нашего земляка Дмитрия Куницына, уже в самые первые дни войны в составе тринадцати советских бомбардировщиков бомбившего Берлин, поднимаясь с секретного аэродрома эстонского острова Саарема.
Отличился в военном небе и другой наш земляк, капитан Иван Гутенко, сбивший семь немецких самолетов.
А вот осташ Николай Дешкин сам был дважды сбит на своем бомбардировщике, но, питаясь одной клюквой, всегда добирался до своей части и опять поднимался в небо.
Свой весомый вклад в постановку нашей палубной авиации на «крепкое крыло» внес еще один наш знаменитый земляк — контр-адмирал Виктор Лякин. Именно под его командованием палубу «Адмирала Кузнецова» прочно освоили СУ-27, СУ-25 и МиГ-29.
А в один из Дней города уникальным мастерством порадовали осташей знаменитые торжокские «Беркуты». Именно на базе этого главного центра подготовки российских вертолетчиков зародилась всемирно-известная «Вертикаль», во главе со страстным поклонником Селигера, заслуженным летчиком России Владимиром Скурихиным. Его вертолеты облетели десятки стран мира, помогая попавшим в беду народам, установили огромнейший купол на один из храмов Ниловой пустыни, выносили из плена сбитые афганскими талибами американские «Чинуки» и «Кугуары».
К сегодняшнему поколению летчиков с большой буквы можно по праву отнести наших земляков Сергея Петена, проживающего на Городомле, и трагически погибшего недавно заслуженного военного летчика – испытателя Александра Ульянова и заслуженного летчика России Владимира Хорева.
Нет-нет, да и на небольших взлетных площадках Селигера вновь и вновь звучит знакомая каждому пилоту команда: «От винта!», и в наше небо взлетают легкие быстрокрылые машины. Их пока всего десять тысяч в небе России, в небе США в 80 раз больше. «Но еще не вечер!» — говорят россияне, «больные» голубым небом.
Олег Северов

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.