В рамках нашей рубрики, приуроченной к Году экологии, мы посетили площадку самого высокотехнологичного на нашей территории предприятия. Одна из площадок предприятия «Звезда» расположена в нескольких километрах от Осташкова. С 2015 года там идет комплексная реконструкция и модернизация производства с капитальной заменой всех систем. Затронула она и очистные сооружения.
На проходной нас встретили начальник механического производства Александр Ибрагимов и начальник станции нейтрализации Вячеслав Петров. На время нашего пребывания на заводе они стали нашими экскурсоводами.
Мы посетили отдел главного механика и цех вспомогательного производства, в котором производят ремонт оборудования и различные слесарные работы. Прошли мимо цеха термической обработки, который в данный момент также проходит через стадию модернизации – в декабре, по словам наших гидов, здесь уже запустят новое оборудование.
В основном цехе механической обработки мы убедились в том, что слова «высокотехнологичное производство» в полной мере соответствуют тому заданному курсу, которому следует предприятие «Звезда». Мы увидели современное компьютеризованное оборудование, отметили идеальный порядок во всем и познакомились с двумя молодыми парнями, работавшими в это время над производством каких-то маленьких деталей из дюраля. Ребята эти строго берегут производственные секреты и к нашей попытке заснять детали отнеслись настороженно.
Пробираясь по многочисленным коридорам к гальваническому цеху, прямо связанному с главной целью нашего визита, мы еще раз отметили для себя, что на заводе в самых разных отделах плечом к плечу работают маститые заводчане и молодые специалисты. Последние нередко приходят на предприятие вслед за своими родителями. Преемственность поколений здесь играет важную роль.
Наконец мы добрались до гальванического цеха, вмещающего в себя суперсовременное оборудование, за которым скоро будут трудиться более десяти сотрудников. Сам цех, помимо нового технического оснащения, может похвастаться свежим ремонтом. Нас окружала стерильная чистота – ни запаха, ни пыли. Здесь работает приточно-вытяжная вентиляция и, кажется, соблюдается особый климат. В общем, находиться в таком помещении комфортно и приятно.

– Гальваническое производство подразумевает покрытие изделий различными видами металлов в результате физических и электрохимических процессов, – пояснил Александр Ибрагимов. – Это защитит ценные детали от коррозии. На изделия из разных металов мы наносим покрытия: анодное оксидирование, хром, кадмий, различные виды никеля – всё зависит от вида детали.
Сейчас в цехе ведутся пуско-наладочные работы. Чтобы не останавливать производство, рабочие и специалисты временно заняли другое помещение. В самое ближайшее время они вернутся сюда и встанут за новое высокотехнологичное оборудование, которое, между прочим, было сделано в России.
Гальванический цех, как нас заверили – единственное производство на площадке, связанное с химическими веществами, которые могли бы оказать негативное влияние на окружающую среду. Руководство завода озаботилось этой проблемой и наряду с модернизацией цеха гальваники модернизировало очистные сооружения.
Мы вышли на улицу к зданию, в котором находится станция нейтрализации. Так называют очистные сооружения заводчане. Снаружи и внутри здание выглядит так, словно было сдано под ключ пару недель назад. Снова идеальный порядок и чистота.

– Станцию запустили в августе этого года, – рассказывает Вячеслав. – Цех нейтрализации имеет два уровня – нижний и верхний. С гальванического производства все стоки, соляные растворы металлов, кислоты и щелочи поступают по трубопроводу на нижний уровень. Там находятся большие ёмкости для жидкостей с различными химическими примесями. В специальном реакторе они нейтрализуются до нейтрального pH и уже на этом этапе становятся абсолютно безвредными. Затем вода попадает в выпарной аппарат, превращается в пар и осаждается. В итоге мы получаем дистиллированную воду. Её можно пить.
– Оставшаяся в результате очистки стоков смесь, – продолжает начальник станции нейтрализации, – попадает на кристаллизацию и также становится безвредной. Её в специальных мешках вывозят на полигон. Ну а очищенная вода возвращается обратно в цех гальваники – цикл замкнулся. То есть вода ходит по кругу.

Не скрывая гордости за свой завод и, в частности, современную систему очистки, наши сопровождающие сообщили, что подобная станция нейтрализации находится только в Австрии. При этом в нашей бОльшая часть оборудования создана отечественными разработчиками. Кстати, суммарный объем жидкости, пропускаемой этой станцией, может достигать трех тысяч литров в час.
Мы не могли не полюбопытствовать, сколько же стоит такая станция нейтрализации? Точную сумму нам не назвали, но полностью проект модернизации цеха гальваники и станции нейтрализации обошелся порядка 250 млн рублей. Для современного производства с гарантией экологической безопасности, пожалуй, это немного.
При производстве механических деталей, которые станут частью летательных аппаратов и морских судов, важна точность. Об этом нам рассказали во время нашей экскурсии по заводу. Счет идет на микроны. Заводу «Звезда» никак нельзя отставать от тех высоких требований, что диктует время. И он в этой гонке выступает достойно, не забывая при этом об экологии.

Лев ГАНИН

Добавить комментарий