«Потомственный школьный учитель… Как славно и гордо звучит!»

Опубликовано 23 Янв 2017. Автор:

Более трехсот лет отдала народному просвещению династия наших земляков

Профессия педагога очень трудна. Поэтому идут в неё в основном по призванию. И те, кто остаётся в ней надолго, передают любовь к своему делу из поколения в поколение.
Династия учителей, о которых пойдёт рассказ, уходит корнями и вглубь, и вширь.
Основатель её, Колосов Михаил Дмитриевич, родился в 19 веке, в 1887 году. До Октябрьской революции 1917 года он учил математике сельских ребят в деревне Ручьеваха Оленинского уезда Тверской губернии. В советское время, в период коллективизации, Михаил Дмитриевич работал на курсах землемеров, где также преподавал математику. Его педагогический стаж составляет 30 лет.
Дочь Колосова, Александра Михайловна, окончила Ржевский педагогический техникум Калининской области. Здесь же учился и её будущий муж, Бурков Дмитрий Антонович. После окончания педтехникума они получили распределение в Лесниковскую начальную школу Молодотудского района Калининской области, где и поженились. Затем Дмитрий Антонович окончил географический факультет Калининского пединститута.
В 1939 году его призвали в ряды Красной Армии. Незадолго до демобилизации началась Великая Отечественная война, которую учитель, надев военную форму, прошёл от начала до конца. Так как Д.А. Бурков имел педагогическое образование, то служить его определили при штабе в должности писаря. Дмитрий Антонович был награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и орденом Великой Отечественной войны 2 степени.

Александра Михайловна со старшим сыном на руках, которому было немногим более года, оказалась на оккупированной врагом территории и попала в трудовой концлагерь. Об этом она никогда не рассказывала, а лишь плакала, смотря военные фильмы.
После войны семья переехала в Осташковский район. Супруги сначала работали в Ждановской, а затем в Сиговской семилетней школах. Последняя была построена прогрессивным, либерально настроенным помещиком Уткиным для крестьянских детей. В годы Великой Отечественной войны школу разрушили. Дмитрий Антонович выступил инициатором восстановления здания и после возрождения школы с 1963 года стал её директором, отработав в этой должности до ухода на пенсию. Александра Михайловна была учителем начальных классов в той же школе. Педагогический стаж супругов насчитывает почти 90 лет.
Их сын — Бурков Владимир Дмитриевич — выпускник Сиговской семилетки. Его первыми учителями были мама и папа. После службы в армии Владимир поступил в Калининский государственный университет и в 1978 году его окончил. И вот уже 40-й год Владимир Дмитриевич работает учителем истории и обществознания в гимназии №2. В прежние годы он преподавал свой предмет учащимся с четвёртого по одиннадцатый класс, теперь – на старших ступенях обучения.
— Ребята любят уроки Владимира Дмитриевича. Они проходят всегда очень интересно. Учитель составляет тесты для своих учеников, подготавливает для них различные задания, в которых предлагает детям поразмышлять над историческими событиями, попробовать самостоятельно оценить их, — отзывается о коллеге заместитель директора гимназии по научной работе Т.В. Петрова. – У него много и других наработок, которые делают урок интересным. Владимир Дмитриевич готовит презентации, используя современную технику, которой оснащают школы в процессе модернизации образования, очень быстро её осваивает. Педагог учит ребят уважительно относиться к истории своей родины. Большое внимание уделяет грамотности речи учеников, — подчёркивает завуч.
В гимназии Владимир Дмитриевич познакомился со своей будущей женой – учителем младших классов Людмилой Васильевной.
Она окончила Торжокское педагогическое училище и Новгородский государственный педагогический институт. Кажется, это было только вчера. А пролетело уже сорок с лишним лет. Скольким же сотням малышей передала первая учительница не только знания и интерес к учёбе, но и теплоту своего сердца и частичку души!?
— Что заложила Людмила Васильевна, то дети и сохраняют. А это и основательная база знаний, и межличностные отношения. Она учит малышей уважению, добру, и это всегда ощущается в её учениках, даже когда они становятся взрослыми, — продолжает рассказ о супругах Татьяна Владимировна. — Ребята её очень любят.
Непростой путь педагога выбрала для себя и дочь, Ольга Викторовна Огнева. Окончив Тверской государственный университет, она 16-й год работает учителем начальных классов в гимназии №2.
— Ольга Викторовна – педагог нового поколения. Меняется, модернизируется школа, учителя должны соответствовать этим процессам. И хотя Ольгу Викторовну характеризуют такие же традиционные для преподавателя черты как ответственность, разумная требовательность, дисциплинированность, аккуратность, у неё новое педагогическое мышление. Так и должно быть: на смену нам приходит молодёжь. У нас в школе много молодых учителей, и Ольга Викторовна – их наставник.

В работе своей всё делает продуманно, качественно. Она возглавляет школьное методическое объединение учителей начальных классов и справляется с этим хорошо.
Всех троих: Владимира Дмитриевича, Людмилу Васильевну и Ольгу Викторовну уважают в коллективе за преданность педагогике, — ставит точку в повествовании Татьяна Владимировна.
Я же возвращаюсь к началу беседы с Владимиром Дмитриевичем, когда он рассказывал о своей родной Сиговской семилетке в деревне Нёхина Гора:
— Красивая, на берегу озера Сиг, со сверкающей на солнце крышей из оцинкованного железа. Очень жалею, что её закрыли как малокомплектную.
Кто-то, может быть, к этому событию отнёсся совсем равнодушно: закрыли и закрыли – с приходом перестройки многое изменилось в нашей стране. А учителю истории и, тем более, выпускнику этой школы до сих пор очень обидно за родную семилетку. Ну что ж, перевёрнута ещё одна страница истории.
Вошедшая в класс, где проходила наша беседа, Людмила Васильевна поменяла грустную тему – мы опять заговорили о династии. Как оказалось, её двоюродные сёстры и племянницы продолжили начатое в 19-м веке семейное дело.
— Валентина Григорьевна Лукашова и Галина Григорьевна Фыкова, мои двоюродные сёстры, тоже педагоги. Валентина Григорьевна работала в школах города много лет, и, кстати, её невестка Людмила Лукашова учит начальные классы в средней первой. Галина Григорьевна преподавала в Ворошиловской школе.
Одна из племянниц, Марина Анатольевна Павлий, учит математике детей в школе при Богородицком женском Житенном монастыре. Другая, Елена Анатольевна Попова работает в начальных классах в одном из образовательных учреждений города Усинска в Республике Коми. Они обе начинали работать в Усинске после окончания Сыктывкарского пединститута, а потом одна так там и осталась, а другая приехала в Осташков. Немного поработав математиком в средней школе № 3, перешла в школу монастыря.
— Сколько же лет вы все вместе учите детей?
— Три с лишним века!
Быть настолько преданными одной профессии, так любить её, передавая это чувство из века (!) в век (!), не каждому дано! А у нас на Тверской земле живут именно такие люди!

Галина БУКРЕЕВА

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.