Потребительский интерес

Опубликовано 15 Авг 2014. Автор:

Платить или не платить?
В один из сетевых магазинов нашего города зашли отец и сын. Они целенаправленно двинулись к стеллажу с напитками. Шли вместе, мальчик ни на шаг не отходил от отца.
Подойдя к стеллажу с многочисленными бутылками, наполненными всех цветов радуги жидкостями, они стали выбирать напиток. Мальчик по-прежнему стоял в узком проходе около папы. Выбрав напиток, пара направилась к кассе, но на слишком ограниченном пространстве ребенок не сумел вовремя сориентироваться и, поворачиваясь, задел плечом бутылку лимонада. Стеклянная бутылка грациозно шлепнулась на пол, напоследок громко заявив о себе. Звон бьющегося стекла был слышен во всех уголках магазина.
Папа для приличия сделал замечание сыну, (хотя в данном случае он должен был вызвать продавца и предъявить претензии по поводу того, что для подхода к прилавку созданы экстремальные условия и всяческие препятствия). Выбрав напитки, они подошли к прилавку, у которого их и настиг менеджер магазина. Он поинтересовался, они ли разбили бутылку лимонада, и после полученных признательных показаний, спросил, не оплатят ли виновники происшествия испорченный товар. Не сопротивляясь, мужчина согласился оплатить, правда с оговоркой: «Не хотелось бы, но если вы скажете…». Менеджер объяснил мужчине, что надо сделать, чтобы оплатить товар. Я стояла в очереди за горе-покупателями и видела, как расстроился мужчина. Он снова стал выговаривать сыну за разбитую бутылку (кстати сказать, цена вопроса была всего-то восемнадцать рублей). Ребенок окончательно сник, а отец принял и вовсе странное решение. Он снял с транспортерной ленты бутылки с напитками и поставил их на пол возле кассы, не сообщив об этом кассиру. Поведение крайне неуместное и недостойное взрослого человека. Оплатив бутылку лимонада, а после ничего не объясняя кассиру, оставив ее на кассе, мужчина вышел из магазина, ребенок семенил за ним. Уверена, что мальчику еще достанется за его неуклюжесть.
Я подняла с пола пару бутылок и объяснила кассиру ситуацию. Сама же подумала, если бы мужчина владел элементарными знаниями по защите своих прав, как потребителя, не было бы ни затуканного мальчика, ни неадекватного поведения взрослого человека.
Так что же стоит знать каждому из нас, так как все мы являемся покупателями и каждый день заключаем договор купли-продажи, заходя в магазин за покупками?

Если бутылка
разбилась случайно

Если вы случайно, без умысла повредили принадлежащий магазину товар, например, задели бутылку вина, стоящую на полке, и она разбилась, и это произошло до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты ненамеренно испорченного товара.
Статья 1064 Гражданского кодекса РФ гласит, что невиновное лицо освобождается от обязанности возместить вред. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения. И этот риск согласно статье 211 Гражданского кодекса РФ несет магазин, если иное не предусмотрено договором.
В данном случае до оплаты товара в кассе его собственником является магазин. А «риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю» (ст. 459 ГК РФ).
Договор купли-продажи считается заключенным, если продавец выдал покупателю товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара. Пока вы не оплатили товар, и вам не выдали чек, ответственность за товар несет магазин.

Однако не все так просто

Многое зависит от того, что подразумевается под «случайным повреждением товара», и действительно ли он разбился случайно — или же в этом была ваша вина.
Покупатель освобождается от возмещения вреда только в том случае, если докажет, что товар разбился не по его вине. Таким образом, если вы виноваты, магазин действительно имеет право требовать оплатить разбитый товар, однако если вашей вины в произошедшем нет, платить вы не должны.
Нередко персонал магазина делает вид, что эти статьи Гражданского кодекса ему неизвестны. И при возникновении такой ситуации прибегает к различным уловкам, пытаясь заставить вас выложить деньги.
Так, например, охранник может вызвать продавца, менеджера, директора, которые дружно заверят вас в необходимости возместить стоимость испорченного товара. Причем делать это они будут очень громко, стараясь привлечь внимание других покупателей в расчете на то, что вам станет неловко и вы оплатите товар. В таком случае придется доказать, что вы повредили товар нечаянно. Это несложно сделать путем просмотра записи видеокамер, которых в современных супермаркетах предостаточно.

В суд! Все в суд!

Предложите администрации магазина составить акт о порче товара, в котором обязательно изложите свои соображения по поводу инцидента. Например, что в проходе был мокрый пол или его ширина не соответствует нормам. Один экземпляр акта обязательно возьмите с собой – он пригодится, если дело дойдет до суда.
Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть ваши родственники, друзья или просто покупатели магазина).
Также сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаев инцидент будет исчерпан. Ведь ни один представитель администрации не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного вами товара.

Семь лет
за превышение
полномочий

В случае, если охранник магазина не выпускает вас до тех пор, пока не оплатите стоимость испорченного товара, напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того, как ваша вина будет доказана судом.
Учтите, что для составления акта потребуются ваши паспортные данные. Ни в коем случае не давайте свой паспорт в руки представителям магазина, тем более не отдавайте его в залог! Вы можете просто продиктовать данные паспорта, не показывая его никому. Но, самое главное, и это вы не обязаны делать: требовать документы могут только сотрудники полиции, но не продавцы или охранники.

Не устраивайте
бег с препятствиями

Вина лежит на покупателе, если он взял товар в руки и по неосторожности выронил его и разбил. Либо же к порче товара привело неуместное поведение покупателя в торговом зале (бег, драка, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.). Если он намеренно разбил тот или иной товар (например, взял в руки бутылку дорогого виски и со словами «вот вам, буржуи» со всего размаху кинул бутылку в стену).
В этих случаях магазину причинен ущерб по вине покупателя, и он обязан его возместить в полном объеме.

Всему виной узкий проход

Вина лежит на магазине, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, горками из товара. Товар расположен на стеллаже неустойчиво и, взяв одну банку, вы разрушили всю «конструкцию». Если в магазине мокрый пол и вы испортили товар, поскользнувшись; если товар разбился, упав с ленты на кассе.
В зале самообслуживания товары должны быть расположены таким образом, чтобы покупателям было удобно изучать весь ассортимент и выбирать нужный товар.
Если рассмотреть пункт про «узкие проходы» в торговых залах, то в большинстве магазинов нашего города наблюдается именно такой факт. Сама лично сколько раз задевала сумкой, висящей на плече, товар на полках. В моем случае ничего не сыпалось и не разбивалось, но я переживала неприятные минуты от ощущения того, что еще немного и со стеллажа посыпался бы товар. Выходит, мимо стеллажей надо ходить как по минному полю? Шаг влево, шаг вправо и…?
В описанном случае порчи товара все как раз произошло около стеллажа, вдоль которого действительно узкий проход. И как раз в таком случае покупатель не должен был платить за разбитую бутылку. Незнание закона покупателем в данном случае сыграло на руку продавцам. А покупатель, мало того, что пережил несколько неприятных моментов, так еще и сам не испил живительной влаги и ребенка заставил в качестве наказания мучиться от жажды.
Ирина ТИНУС

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.