Сложный азимут

Опубликовано 25 мая 2018. Автор:

Как видится Селигерский край человеку, решившему отдохнуть среди голубых водных просторов и зелёных лесов? Несложно догадаться, что ждёт он комфортного отдыха, завораживающих видов, созданных на Селигере природой, вкусной и, возможно, традиционной для Осташкова пищи.

Гость Селигера ждёт нечто особенного и от Осташкова, который является старинным городом, некогда красивым и ухоженным. Многие уже наслышаны и о славных его традициях, как заложенных нашими предками, так и современных.
В Осташкове гостям есть, на что посмотреть, а его жителям есть, что показать, чем удивить и чем похвастать. Только вот, чтобы привлечь туристов в городской округ, должны быть задействованы многие ресурсы, дабы некоторые нюансы отдыха не омрачали гостям летнего отпускного настроения.

О развитии экскурсионного, водного и гастрономического туризма, кемпинговых площадках, рюхах, музее Природы в Рогоже и о формировании турпродукта в целом шла речь на встрече министра туризма Тверской области Ивана Егорова с представителями туристического бизнеса округа, которая состоялась в администрации в минувшую пятницу.
Началась встреча, проходившая в Международный день музеев, с вручения сертификатов и бейджиков двум осташковским экскурсоводам — Наталье Бодровой и Татьяне Моисеевой, которые успешно прошли добровольную аттестацию Ассоциации гидов и экскурсоводов. Всего же в Осташкове аттестацию прошли десять человек, занимающихся экскурсионным бизнесом.

И вот начинается деловая часть. Иван Игоревич говорит о том, что Селигерский край – приоритет №1 в туристической отрасли Тверской области. Но неплохо было бы и самим туроператорам, предпринимателям, имеющим в этой сфере бизнес, более активно заявлять о себе и туруслугах. А для этого нужно хорошенько подумать, чем можно завлечь туриста на Селигер. Необходимо участие в туристических выставках, к которым Осташков, к сожалению, не проявляет интереса. Также нужно комплексное развитие территории – благоустройство, маршруты для туристов, развитие разного вида услуг – гастрономических, яхтенных, спортивных.
— Говорите мне, что вам нужно, чтобы я понял, чем можно помочь, – говорит министр. — Давайте вместе реализовывать план действий, в области больше всего переживают за ваш край. Потенциал для развития туристического бизнеса здесь большой.
Например, туристический бизнес – услуга сезонная, хорошо продаваемая в летний период. Тогда как экскурсионный бизнес можно делать в любое время года, только для этого надо разработать соответствующий план проведения экскурсий.
В принятой Тверской областью программе по развитию туриндустрии, предусмотрен ряд мер поддержки – участие в грантах, субсидии инвесторам. Калязин подал аж пять заявок, Осташков – ни одной. Нужен комплексный план административных, финансовых действий с перечнем ключевых решаемых проблем, — говорил Егоров.
Настало время для диалога. Представитель общественной экологической организации Сергей Перелыгин обеспокоен неорганизованным отдыхом туристов-«дикарей», которые разводят костры в лесной зоне, рубят на дрова деревья, после себя оставляют кучи мусора.
Его обеспокоенность разделяет и директор туристической фирмы «Селигер-Вояж» Татьяна Смирнова:
— «Дикий» бизнес заполонил официальный. Неорганизованные туристы мусорят, не платят налоги, палаточные лагеря из года в год разбиваются на Селигере, кемпинговые самовольные стоянки портят всю картину туристического отдыха и, конечно, наносят вред природе.
Говорили и о высоких ценах в магазинах курортного края, в которых цена за бутылку минеральной воды или буханку хлеба доходит до шестидесяти рублей. О состоянии дорог, по которым приходится добираться до пункта назначения. Среди питерцев ходит такое выражение: «Чтобы добраться до рая (имеются в виду наши места), мы должны сначала попасть в ад (подразумеваются дороги).
Михаил Алексеев, управляющий базой отдыха «Экоотель Новый Ковчег» дополнил картину ужасных дорог. К нему в гости приезжали китайцы, которые были в восторге от увиденного.
Познали всю прелесть первозданной русской природы, отведали настоящих русских блюд, сфотографировались с коровами, а под конец отдыха, как честные люди, признались, что рекомендовать отдых здесь своим друзьям и близким не будут из-за ужаснейшего состояния дороги, по которой добирались до этого уютного местечка.
Игорь Кокоулин рассказал о проекте «15 миль» и предложил попробовать осташам силы в этом проекте, в который можно вовлечь множество туристических структур. Подробно об этом «Селигер» писал ранее в одном из своих номеров. Важная составляющая реализации замысла – вовлечение в него бизнеса.
Министр с интересом выслушал предложения Игоря Кокоулина, сказав, что «Развитие проекта должно быть структурным и глобальным. Ведь Селигер вполне может стать столицей водного туризма».
Затем слово взяла заведующая музеем Природы в Рогоже Татьяна Белышева. Она рассказала присутствующим о ситуации, в которой оказались работники музея. Здание, где располагается музей, принадлежит Православной Церкви и в августе оно должно быть ей передано. Август – самый пик посещения музея туристами. Да и вопрос с новым помещением под музей до сих пор не решён.
В 2017 году музей Природы посетили шесть с половиной тысяч туристов. Конечно, это меньше, чем несколько лет назад. Когда-то музей принимал до одиннадцати туристических автобусов в день. И тем не менее, август насыщен туристическими группами, а музей находится в подвешенном состоянии.
Татьяну Николаевну успокоил глава округа Алексей Титов, сказав, что закон требует в августе передать здание, а не освободить его. Какое-то время музей будет располагаться в здании Преображенской церкви, параллельно будет решаться вопрос о переезде.
— Я чётко понимаю, что музей должен работать, будем решать этот вопрос в области, — сказал глава.
О гастрономическом проекте рассказала представитель ресторана «Уха» Вероника Кускова.
Ресторан предлагает жителям и гостям округа комплексные обеды из рыбных блюд, которые могли бы подаваться вместе с фольклорным сопровождением из песен, частушек, рассказов о предлагаемых блюдах и особенностях нашего края.
Для этого надо объединять усилия работников ресторана и творческих коллективов. Гастрономические экскурсии – ещё один магнит, который обязательно притянет на Селигер туристов.
Экскурсовод Татьяна Моисеева посетовала на грязные улицы в старой части города, по которым приходится водить экскурсионные группы. В парке Свободы из-за высокой травы порой нет возможности подойти к стенам Памяти.
Ещё один нюанс экскурсионного бизнеса. Популярны у отдыхающих теплоходные прогулки по Селигеру, которые подразумевают и сход экскурсионных групп на берег, которые облюбовали туристы-«дикари».
И порой экскурсантам приходится выслушивать недовольные речи неорганизованных туристов, которым приход теплохода и толпы людей мешают отдыхать. И хотя туристы эти ставят палатки на берегах и в лесах незаконно, они ведут себя по-хозяйски.
Об игре в рюхи говорил Александр Логутов:
— Рюхи сохранились только в Осташкове. Мы развиваем эту исконно русскую игру, и это тоже часть туризма, так как приезжие люди, видя, как мы играем, подходят, интересуются, пробуют играть.
Эту народную забаву мы могли бы вынести за пределы города, на туристические базы, где проведём мастер-классы для отдыхающих, но для этого нужно налаживать взаимодействие с руководством баз.
В Музей забытых вещей пригласил Игорь Афанасенко, который сказал, что мог бы открыть ещё один – музей технопарка, но дело встало за помещением.
Депутат Законодательного Собрания Тверской области, президент Ассоциации туризма Тверской области Ирина Шереметкер поблагодарила Ивана Игоревича и Алексея Алексеевича за то, что собрали под одной крышей увлечённых турбизнесом людей.
— Осташков и Селигер сохранили уникальные исторические корни, — говорила Ирина Викторовна. — Любой продукт, произведённый на Селигере, – это уже брэнд. Будь то сапоги-осташи или лодки-селигерки.
Обязательно нужно развивать гастрономический туризм – ягоды, грибы, рыба, овощи — всё это пользуется большим спросом у столичных гостей, потому что продукты эти экологически чистые, из курортного места. Необходимо также развивать событийный, военно-исторический туризм. Сейчас туристический сезон насыщен мероприятиями, событиями и туристами, потому что сезон этот — летний. Но уже пора задуматься и о том, что вы сможете предложить гостям Селигера осенью и зимой. Многое зависит от вашей активности, предлагайте, заявляйте свои проекты и планы, а чиновники вас поддержат.
В завершение разговора Иван Егоров предложил вновь встретиться в июле. Министр попросил предпринимателей к следующей встрече представить свои наработки по озвученным проектам.
Итог встречи подвёл глава округа. Алексей Алексеевич сказал, что на Селигере должны быть свои изюминки, которые притягивали бы туристов и гостей края.
— Такие встречи должны быть регулярными. У нас есть идеи, есть люди, которые могут воплотить эти идеи в жизнь, есть желание привлечь к нам туристов и сделать их отдых комфортным, интересным и увлекательным, чтобы им вновь и вновь хотелось вернуться на Селигер. Администрация готова сделать бизнесу шаг навстречу, но общение должно быть обоюдным и взаимовыгодным – подытожил Титов.

Ирина ТИНУС

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.