Легко ли быть историческим городом?

Осташков – один из немногих городов Тверской области, входящих в официальный список малых исторических городов России. «Селигер» не устает писать, а общественники — бить тревогу по поводу состояния исторического наследия города на Селигере и его окрестностей, которое безжалостно уничтожают время и человеческая безответственность. К последнему надо отнести, в том числе, и нормы закона, а также экономические, демографические нюансы. Разрушение малых городов России – серьезная проблема, которая в Осташкове усугубилась в последние годы властной чересполосицы.



Восстановление, реконструкция исторических зданий в Осташкове – это практически всегда меценатство, — комментирует руководитель отдела строительства и архитектуры Игорь Поляков. – И вот почему. Строения, которые входят в реестр объектов наследия, находятся под охраной государства, а следовательно, и порядок процедур проектирования, согласования, проведения строительных работ особый; их осуществляют организации, имеющие допуск (лицензию). И это ведет к очень существенному удорожанию всех работ, примерно на порядок. Как правило, такие объекты в очень редких случаях подлежат приватизации, и это не стимулирует частный бизнес вкладывать средства в восстановление строений вековой и более давности. Не спасает практика так называемой аренды за один символический рубль: затраты в таких городах, как наш – с малой численностью, скромной покупательной способностью – не сопоставимы с планируемой доходностью от коммерческих предприятий, которые могут размещаться в отреставрированных зданиях. Кроме того, над строениями, восстановленными за счет арендатора (в редких случаях – собственника), сохраняется контроль, даже в отношении незначительных изменений. И даже расположение в охранной зоне влечет за собой дополнительные хлопоты.
Дополним. Закон о меценатстве в России после долгих проволочек принят в конце 2014 года, время, которое совпало с серьезными осложнениями в экономике. Благоприятные «нулевые» были упущены.
И все-таки сегодня мы хотим поговорить о том, что удалось сохранить. Не благодаря, а вопреки множеству обстоятельств. И пусть простят нас те из социально ответственных граждан, которые внесли свою лепту в восстановление и благоукрашение, – кого не смогли вспомнить или наоборот – назовем (не все хотят, согласно Евангелию, оглашать свои благие дела).
Пройдем сначала по городу. Угол улиц Рабочей и Рябочкина, кафе «Наутилус». Вообще-то, это так называемый «Дом кузнеца» — там и было кузнечное производство. Это одно из первых отреставрированных исторических строений в Осташкове; занимался работами г-н Гнет. К сожалению, уютное кафе сейчас закрыто для посетителей.
Улица Рабочая, дом 32. Помните, сколько лет стоял заброшенным цех по пошиву матрацев, превращаясь в свалку и общественный туалет? И только Валерию Кукушкину известно, сколько он сил положил на то, чтобы эти неприглядные руины превратить в торговый дом под звучным названием «Усадьба Савиных-Богдановых». А рядом построенное на пустыре здание в таком же стиле, благоустройство пешеходной части, оборудование авто- и велостоянок завершило композицию городской усадьбы торгового назначения.
Идем дальше. Кинотеатр «Октябрь». Обновленный фасад, перепланировка внутри в соответствии с новыми стандартами кинопроката, масштабное благоустройство территории, и – наконец после стольких лет ожидания кино вернулось в Осташков! Спасибо следует сказать Виктору Микишанову (и скажем еще не раз!)
Володарского, 44 – здание, где раньше располагалась сначала районная, а потом городская библиотека. После переезда последней старинный дом могла бы постигнуть участь соседних строений, руины которых позорят наш город. Но повезло – сейчас здесь торгово-офисный центр. Его реставрацию связывают с именем Александра Блеера, учредителя многопрофильного комплекса «СДЛ».
Повернув на площадь Свободы, с сожалением смотрим на недо-реставрацию углового здания напротив школы искусств. Вроде и фирма солидная взялась за дело («СИБОСС»), однако…. Сколько лет только со страшным забором боролись! Все-таки надо власть употреблять!
А вот бывший магазин «Обувь», впоследствии «Малышка», попал в хорошие руки: упоминаемый Виктор Микишанов превратил довольно скучное здание в стиле конструктивизма в симпатичный особнячок. И назначение правильное: пообедать или поужинать в располагающей атмосфере кафе «Центр» всегда приятно!
За углом, уже на Ленинском проспекте, дом 50 – практически подвиг все того же Виктора Вениаминовича. Уж нам ли, работникам редакции со стажем, не знать! В середине девяностых из этого строения стремительно бежали, боясь быть похороненными под буквально разрушающимися на глазах конструкциями «Ларикова приюта». Зная техническое состояние (а строение еще и изрядное время пустовало, продолжая интенсивно рушиться), никто не верил в его восстановление. Казалось, перспектива видеть руины в самом центре города была не за горами. Но судьба оказалась милостива к детищу Ивана Николаевича Суравкова. Один из красивейших домов Осташкова, да что там — практически дворец! – радует глаз прохожих, а расположенные в нем магазины, салон красоты, танцевальная студия – своих посетителей.
На минутку заглянем на параллельную улицу Магницкого. Дом номер семь, который еще кто-то помнит как Дом учителя и по поводу которого разгорелась недавняя дискуссия в городской Думе, в начале двухтысячных представлял печальное зрелище, трещина тянулась от фундамента и выше. Арендаторы (тверская фирма «Тритон») под пристальным контролем известного архитектора-реставратора Валерия Кустова смогли вдохнуть в здание вторую жизнь. Сейчас дом передан в областную собственность.
Со стороны набережной пройдем на территорию Рабочего городка, бывшего Знаменского монастыря. Вот швейная фабрика, ООО «Радуга». Казалось бы, какой тут может быть разговор об исторических ценностях в отношении этого здания? В начале шестидесятых над бывшей монастырской пекарней был надстроен второй этаж, и теперь это вполне традиционное производственное строение, не отличающееся особенностями архитектуры. Однако находится оно в охранной зоне памятника архитектуры (Вознесенского храма). Несколько лет назад судьба предприятия была мало предсказуемой, а стало быть, и строение могла постигнуть участь других предприятий легкой промышленности и сферы услуг, не переживших переходного рыночного периода. Потенциальный инвестор поставил условие – переход право собственности. И надо сказать, при участии администрации района в бытность на посту главой Ивана Павлова, этот вопрос был решен положительно. В ремонт и перезапуск производства были вложены немалые деньги. И теперь предприятие дает работу почти сотне горожан, пополняет местный бюджет и радует своей продукцией маленьких модников и модниц.
Выйдя вновь на Ленинский проспект, обратим взор на еще одно творение рук Ивана Суравкова начала двадцатого века. Дом №100 — когда-то гостиница, затем много десятилетий – поликлиника. Стараниями компании «СДЛ» (Александр Блеер) здание было бережно отреставрировано; даже авторский прием с украшением фрагментов фасада боем посуды скопирован. Это строение, а также расположенные рядом флигели служат местным жителям и туристам как ресторан, магазины, в том числе торгующие селигерскими сувенирами.
Удовлетворенно взглянув на здание станции «скорой помощи», которое после обновления смотрится вполне нарядно, подходим в концу Ленинского проспекта. И здесь есть повод сказать пару слов о вкладе предпринимателя Германа Сычева в благоустройство. Вложены немалые средства в обновление такого, в общем-то, неприглядного и мрачноватого сооружения, как тюремный замок. Даже был устроен музей «Острог». Увы, музейный проект не пошел, периодически открываемый бар наводит только ужас на персонал ЦРБ и стационарных больных. В конце 2000 года стараниями Германа Андреевича была открыта отреставрированная гостиница «Селигер». С гостями, кажется, напряженки нет, но, по крайней мере, здание выглядит пристойно, на первом этаже расположены полезные заведения – от магазинов до билетной кассы и экспресс-кофейни. (На строение-прилипалу в стиле «сортир» пока не смотрим. Пока!)
За этим же предпринимателем отправимся за город, а именно — в деревню Сосницу. Одиннадцать лет назад Герман Сычев презентовал оригинальный проект – православную туристическую деревню. Им были приобретены осиротевшие, буквально разваливающиеся дома – удивительные, характерной для северных берегов Селигера кирпичной кладки. Отремонтированы, оснащены современными коммуникациями, интерьер «с изюминкой». В одном из домов, стоящем на берегу, разместились экспонаты недолго просуществовавшего в Осташкове музея рыбы; это мини-музей Дом рыбака. Все смотрелось очень гармонично. О рентабельности и востребованности проекта судить не будем, однако часть традиционной застройки селигерской деревни сохранена (чего не удалось сделать в уникальном Заплавье).
В Селигерском крае совсем немного сохранилось дворянских усадеб. Больше всех повезло самой богатой – имению Толстых в Новых Ельцах (ныне отель «Селигер палас»; ЗАО «Тверь-турист»), а вот поместье Казиных в Покровском не удалось реанимировать, несмотря на периодически возникающий интерес.
Главные возрожденные объекты на территории Осташковского городского округа – национальные святыни: Нило-Столобенская пустынь, Спасо-Преображенский монастырь на истоке Волги и часовня над Истоком. Обитель преподобного Нила сначала восстанавливали народной копейкой, участием немногочисленных благотворителей. И только благодаря целевым вложениям из федерального бюджета темпы и масштабы стали поразительными (впечатления от посещения автором этих строк монастыря в сентябре минувшего года были изложены в статье «Чудеса за пятью островами»).
Не менее чудесным можно назвать возрождение из «мерзости запустения» Введенской церкви в Кравотыни, Троицкой – на погосте Серемха, маленькой церкви во имя иконы Казанской Божией Матери в ближнем Залучье.
Силами местных предпринимателей восстанавливается храм Николая Чудотворца в Святом, а Троица-на-Переволоке (Климова Гора) поднялась буквально из руин стараниями бизнесменов из Подмосковья («Шереметьево-Карго»).
И завершим свое путешествие по Селигерскому краю снова в Осташкове, в Богородицком Житенном женском монастыре. Это самый потрясающий пример возрождения и преумножения. Но об этом стоит рассказать несколько подробнее.

Наталья Николаева

Добавить комментарий