«В его путешествии всё было построено на доверии к отправившимся вместе с ним товарищам, каким светлым человеком надо быть, какую чистую душу иметь!» — эмоционально говорит собеседница.
И во многом она права – экология многогранна, включает в себя различные направления нашей жизни, трактуется как наука о чистом мире, чистом доме, чистой душе.
Наталья Алексеевна работает в гимназии № 2. В этом году исполнилось тридцать лет, как преподаёт биологию, и пятнадцать — экологию.
Она уроженка Осташкова. Окончила Московский лесотехнический институт по специальности «Ландшафтный дизайнер».
— Счастлива безумно, что училась там. Уровень преподавания был очень высок: Иван Степанович Мелихов, Николай Павлович Анучин, Алексей Иванович Воронцов – великие люди, учёные с мировым именем. Мы учились не только на их монографиях, которые издавались в годы нашего обучения, можно сказать, появлялись на наших глазах, но и имели возможность общаться с этими увлечёнными своим делом людьми, — повествует педагог. — Институт находился среди дачных посёлков – село Гребнёво, деревня Камшиловка – это бывшие барские усадьбы, имел свой лесопарк, дендрарий. Каждый год выезжали на практику, жили вместе со своими преподавателями, которые делились с нами не только знаниями, но и отношением к миру.

Часто ездили в Ленинград, где изучали устройство парков, в Липецкую область на селекционную станцию. На нашу долю выпало также великое счастье посетить удивительный парк в Черниговской области.
Став дипломированным специалистом, Наталья Алексеевна вернулась в родной Осташков и устроилась в коммунальное хозяйство. Выращивала рассаду, сажала в городском парке цветы. Она застала ещё то время, когда на клумбах по обе стороны от памятника Партизанам красовались шикарные розы всевозможных оттенков. Отработав в коммунальном хозяйстве четыре года, Наталья Алексеевна решила поменять род деятельности.
Устроилась в среднюю школу № 2, которая затем переросла в гимназию.
— Работала учителем биологии в седьмых — восьмых классах. Детей было очень много, учились в две смены, — вспоминает Н.А. Савельева. — Сейчас ко мне пришли уже дети тех учеников. В связи с тем, что школа двадцать первого века предъявляет к учащимся и учителям более высокие требования, учебный процесс усложнился. И как результат – дети перегружены, перегружены и мы. Надо успеть вложить в ребят знания, умения, которые будут им нужны. Научить правильно общаться с природой, окружающим миром. Одними книжками тут не отделаешься. Поэтому мы идём в природу. Выращиваем цветы, считаем тычинки с пестиками. Каждый год стараюсь, чтобы сентябрь и май дети были на экскурсиях, чтобы они могли не только увидеть своими глазами, но и пощупать своими руками.
Удивительно, но среди ребят есть свои консультанты. И об этом узнаёшь тоже на природе. Бывает, ребёнок совершенно не хочет учиться, перебивается с троечки на троечку. А на экскурсии вдруг раскрывается совсем с другой стороны. Оказывается, он столько знает о какой-то травинке или птице, что диву даёшься!
Ребёнок проживает в школе огромное количество времени. Отсюда вытекает ещё одна главнейшая задача педагога: воспитать людей, умеющих ценить и сохранять своё здоровье.
— Пятнадцать лет назад, когда в нашей школе предмет экологии только — только зарождался, мы с ребятами сделали проект «Здоровое поколение». Представив его на областной конкурс, стали дипломантами, — делится учитель экологии. — Впоследствии на базе этого проекта мною была разработана концепция здоровьесберегающей технологии в нашей гимназии. В неё был включен блок под названием «Русские народные игры». Он рассматривался как оздоравливающий фактор. А вдохновили меня на это рюхи – старинная игра, в которую до сих пор играют и взрослые, и дети нашего города. Что, как не эта игра, или любимая в детстве лапта, например, развивают ловкость, выносливость, командный дух?! «Почему бы не включить блок русских народных игр в пятилетний план развития гимназии?» – подумалось мне. Это такой мощный пласт, развивающий и укрепляющий здоровье!
В прошлом году с этим проектом Н.А.Савельева была в Санкт-Петербурге на II Всероссийской конференции «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» и в номинации «Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса «Школа – территория здоровья» получила за него диплом второй степени. Так высоко была оценена эта работа!
Сад-огород-природа остаются главной составляющей жизни Натальи Алексеевны и вне школ гимназии. С 1982 года она – участник клуба «Садовод-огородник».
— Сколько лекций прочитано за это время! – восклицает собеседница. – И главное, с пользой для дела. Если первые посетители клуба не знали, что такое компост и как его правильно приготовить, то теперь они просто аксакалы в этом деле. Ещё меня поучат!
Есть и другое увлечение у учителя экологии – фотография. Она член фотоклуба «Плёс». И, конечно же, главная героиня её работ – природа.
Завершился наш разговор так же неожиданно, как и начался.
— Недавно читая внукам книгу Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», пришла к замечательному выводу: какая правильная в плане экологии книга! Как в старину люди бережно относились к родной природе, с какой заботой. Прочтите всё произведение, а не тот отрывок, что проходят в школе, хотя и из него это видно, и вы согласитесь со мной.

Галина БУКРЕЕВА

Добавить комментарий