Война сразу изменила характер работы флота на озере Селигер. Вместо дачников, туристов и экскурсантов стали перевозить бойцов Советской Армии, строительные батальоны, эвакуированное население из Ленинградской и западных районов Калининской областей, строительные материалы для сооружения оборонительных укреплений.
Первое боевое крещение – обстрел вражеской авиацией с воздуха – Селигерский флот получил в августе 1941-го, когда при высадке советских воинов на пристани Заплавье был обстрелян теплоход «Совет».
С августа 1941 года движение флота производится лишь по разрешению штаба 249-й стрелковой дивизии, командиром которой был Г.Ф. Тарасов. Работа флота переключается в ночное время. Без освещения фарватера и судов, экипажи в прямом смысле работают на ощупь, опираясь только на свое чутье и опыт, а с караваном это достаточно сложно.
Были случаи, когда, чтобы столкнуть судно с мели, приходилось влезать в ледяную воду, так как навигация длилась до ледостава. Приходилось считаться и с природным нравом Селигера, учитывать извилистость судоходных путей.

Осташковские судоремонтные мастерские во главе с директором М.И. Мауриным с первых дней войны переключились на выполнение специальных заказов военного командования.
В неприспособленных цехах, при отсутствии специальных кадров по ремонту автотранспорта и выполнения других работ, коллектив судоремонтных мастерских в сжатые сроки отремонтировал не один десяток автомашин, тягачей, тракторов, изготовил тысячи кирок, лопат и других инструментов и различных приспособлений для строительства дзотов и дотов.
В связи с наступлением немецких войск в октябре 1941 года по приказу военного командования весь флот и остатки оборудования мастерских необходимо было эвакуировать в город Калинин.
14 октября пришла весть о том, что противник занял Калинин и суда нужно немедленно вывести из реки Селижаровки, поставить на зимовку и тщательно замаскировать от авиации противника. Было решено поставить весь флот на реке Крапивенка. Детали двигателей были сняты, упакованы и приготовлены к затоплению на озере Селигер. Вместе с тем были проведены мероприятия по уничтожению всех судов в случае угрозы захвата его противником.
Фронт проходил в 9 километрах от стоянки флота. Водники после постановки судов на зимовку на следующий же день приняли участие в бою с немецко-фашисткими оккупантами. Отбивая атаки противника, смертью храбрых пали в бою помощник капитана теплохода «Совет» Тихомиров И., капитан теплохода «Луначарский» Гусев М., помощник механика теплохода «Луначарский» Киров Н., токарь Чиркин И. и другие.
Многие водники пристани «Осташков» ушли добровольно в партизаны. Среди них капитан теплохода «Совет» Суворов М.М., парторг пристани Абакшин В.М., помощник механика теплохода «Совет» Белов Н.М., помощник капитана теплохода «Совет» Уваров А.И., помощник капитана парохода «Островский» Марков П.А. и другие матросы, масленщики, кочегары и грузчики, а также работники мастерских. Многие из них не вернулись к своим семьям.
Учитывая огромное значение водного транспорта в дни войны, коллектив пристани приступил к восстановлению флота, находившегося на реке Крапивенке, хорошо замаскированного так, что противник не смог его обнаружить, хотя отлично знал, что суда пристани не ушли в Калинин.
Не имея инструментов и нужных материалов, станков, элементарных приспособлений, а также теплых помещений для ремонта двигателей, малочисленный, но сплоченный коллектив, приспособив под ремонт двигателей одну баржу, принялся за работу. Машинная команда под руководством механика теплохода «Совет» П. М. Абакшина производила ремонт и сборку машин и паровых котлов.
Остальные работники плавсостава и пристани во главе с капитаном Д. А. Плешановым работали на ремонте несамоходного флота. Ремонтные материалы собирали на свалках, по дорогам, инструмент для ремонта брали у населения города.
Для укомплектования команд плавсостава и пристани изыскивались кадры из оставшегося не эвакуированного населения города. Для работы на судах были привлечены все, кто мог что-либо делать: старики, инвалиды, женщины, молодежь 14-16 лет.
Именно в это время на Селигерский флот пришли подростками, ставшие впоследствии судоводителями: Новиков, Широков, Сургучев, Ефимов, Воронцов, Шестакова, Бродникова и другие. На водный транспорт пришли люди, никогда не работавшие на судах и совершенно не знакомые с работой флота. С таким составом работников пристань готовилась ко второй военной навигации.
В середине апреля 1942 года на реке Крапивенке начался ледоход. Суда занимали половину ширины реки, а местами и две трети. Флоту грозила опасность быть срезанными льдами и выброшенным из русла реки в болота или на заливное поле.
Глубоко сидящие суда примерзли ко дну реки, создав, таким образом искусственную плотину. Льдины горами нагромождались возле судов. Оставшийся проход в реке не мог обеспечить расхода весенних вод и прохода льда. Река вышла из берегов, суда срывало с якорей, рвало канаты, вырывало кнехты у баржей и сваи на берегу. Всему каравану грозила опасность быть смятым льдом и выброшенным на заливной берег.
Но благодаря работе коллектива, не считавшегося ни с какими трудностями и временем, по пояс в ледяной воде, работавшего 8 суток и боровшегося с разбушевавшейся водной стихией флот был спасен и стоял на реке, ожидая вскрытия озера Селигер и освобождения его ото льда, чтобы начать вторую военную навигацию.
Весной 1942 года в связи с распутицей и бездорожьем в нашем районе особенно возросло значение водного транспорта. Озеро Селигер в навигацию имело огромное стратегическое значение, как единственный путь доставки воинских грузов 1-й Ударной и 53-й Армиям Северо-Западного фронта, занимавшим позиции в северной и северо-западных частях озера Селигер.
Армии оказались оторванными от своих коммуникаций. Командование фронта воинские грузы передало на водный транспорт. Снабжение 53-й Армии было организовано по новой трассе, ранее не эксплуатировавшейся из-за недостаточных глубин, илостности и засоренности топляками по озерам: Серемо, Глубокое и Хрестное от деревни Котчище, расположенной в 8 километрах от станции Черный Дор до пристани Березовец (теперь Залучье) по озеру Селигер.

Водники столкнулись с перевозками таких грузов, с которыми раньше не имели дела. Это: рельсы, шпалы, подвижной состав узкоколейной железной дороги в направлении к Демянску через Волговерховье, а также паровозы, платформы, вагоны, противотанковая горючая смесь.
Для руководства своевременной отгрузкой воинских грузов и контроля за перевозками на пристани работала военная комендатура в составе 18 человек под руководством капитана Волошина.
Представители комендатуры находились на всех погрузочных пунктах и работали в полном контакте с диспетчерским аппаратом, возглавляемым Васильевым Г.В. В связи с учащением налетов вражеской авиации на караваны судов, командование Северо-Западным фронтом установило зенитные установки на всех судах и грузовых причалах.
Работа флота проходила в крайне тяжелых условиях. Но речники стойко выполняли свой долг перед Родиной, до последней возможности перевозили военные грузы и личный состав по важным в стратегическом отношении линиям озера Селигер.
Несколько лет назад на территории пристани в честь павших во время Великой Отечественной войны водников пристани Осташков был установлен памятный знак. Нынешнее поколение речников чтит память о тех, кто отдал свои жизни ради будущих поколений, ради чистого неба над головой, ради мирной жизни на земле.
Сегодня курсируют новые корабли, приходят новые капитаны, подрастает смена. Но мы – речники отдаем дань памяти тем, кто защищал нас в годы войны, кто подарил нам жизнь, потеряв свою. Низкий вам поклон – водники!

Наталья Китанина,
заместитель начальника пристани Осташков

Добавить комментарий