С Центром развития молодежи столицы Урала гимназия сотрудничает с 2009 года, а создан он был в 2008г. Школьники, практически все классы, при поддержке родителей активно участвуют в различных проектах, предлагаемых ЦРМ. «Селигер» не раз писал о таких конкурсах как «Грамотей», «Почитай-ка», «ЭМУ- Эрудит».
Педагогический коллектив гимназии считает, что участие в проектах екатеринбургского Центра, который ведёт совместную работу с учёными, эффективно сотрудничает с рядом вузов и региональных органов управления образованием, способствует выходу образования учащихся на качественно новый уровень. Что в настоящее время и требуют ФГОСы.
Образование в условиях реализации стандарта второго поколения предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных предметных знаний и умений, но и становление их учебной самостоятельности. Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель её — оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий. Эта программа впервые вводится в практику работы начальной школы. Такое метапредметное направление обучения становится главным. Успешно освоить его помогает, в том числе, участие в проектах ЦРМ. Например, конкурс «Бионик» сочетает в себе сразу знания по биологии, химии, физике и географии. Чтобы справиться с его заданиями, необходимо знать эти дисциплины.
Выполняя задания конкурсов, ребята учатся быть самостоятельными, инициативными, творческими и практичными.
Недавно гимназисты участвовали в проекте «Учусь принимать решения». Это учебно-практические задания, обеспечивающие возможность формирования у младших школьников метапредметных, тех самых междисциплинарных, результатов образования.
Мои ребята уже показывают неплохие успехи по применению полученных знаний на практике, — рассказывает учитель начальных классов Маргарита Михайловна Дмитриева. – Очень показателен случай в аэропорту, о котором поведал один из моих учеников. Он быстрее своих родителей сориентировался с информацией о вылете: выходом на посадку, временем вылета и прочее.
Ребятам нравится участвовать в различных конкурсах. По их результатам они сами могут сделать анализ, что у них получается, а что пока не очень. Значит, надо потренироваться, надо ещё поучаствовать в других конкурсах. И это здорово!

Поддерживает коллегу и учитель биологии Наталья Алексеевна Савельева:
— Всё это очень важно. Важно как для самих детей, так и для их родителей. И им особая благодарность за то, что они понимают нас, помогают и поддерживают.
Гимназия ведёт постоянный мониторинг результатов ребят, отслеживает динамику успехов, причем по каждому ребенку. А чтобы эта динамика была положительной, педагоги должны и сами быть на высоте, давая своим ученикам новые и новые знания. Поэтому учителя гимназии с удовольствием идут на семинары, предлагаемые уральскими гостями.
— Как показывает опыт, российские педагоги дают хорошие знания детям. Участие наших ребят в международных олимпиадах, исследованиях свидетельствует, что это так на самом деле: знания прекрасные. Но с применением их на практике наши учащиеся отстают, — констатирует Софья Владимировна Пинженина, директор по научно-методической работе ЦРМ Екатеринбурга. – Отсюда вытекают задачи нашего центра: осуществлять мониторинг развития молодёжи, помочь всем школьникам раскрыть свои таланты, приобрести те знания, умения и навыки, которые позволят им быть успешными в жизни. Благодаря использованию инновационных технологий, позволить учащимся развиваться и образовываться по-новому. Модернизировать процесс обучения, превратив его в увлекательную игру. Предоставить возможность учителям и школьникам учиться у лучших и интересных педагогов-новаторов.
Разрабатываемые нами методические пособия для педагогов позволяют учителю проанализировать выполненные учениками задания комплексных работ и на основании этого выявить несоответствия в качестве освоения, а также реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения на уроках и во внеурочной деятельности. И главное — добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции, — вступает в разговор методист Центра и автор одного из проектов Ирина Сергеевна Южакова.
Тема семинара, с которым в Осташков приехали гости из столицы Урала: «Интерактивные формы во ФГОС».
В своём выступлении С.В. Пинженина отметила, что в условиях внедрения новых образовательных стандартов перед учителем стоит непростая задача широкого использования системно-деятельностного подхода в обучении школьников. При данном подходе ученики становятся главными действующими лицами на уроке, что означает осмысленность и значимость их деятельности для себя: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Другими словами, за один урок каждый ученик делает шаг в своем саморазвитии.
Очевидно, что невозможно реализовывать новые цели образования, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим самостоятельный поиск учащимися новых знаний, самооценки, коммуникативного воздействия. Отсюда главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.
— На наш взгляд, большую роль в формировании этой способности у учащихся в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения играют интерактивные методы и формы обучения. Это, прежде всего, диалоговое обучение, погружение в общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающихся с учителем и между собой, — подчеркивает Софья Владимировна. — Интерактивные формы позволяют, не снижая уровня достижений предметных результатов, достигать метапредметные и личностные результаты. Достижение этих результатов происходит потому, что интерактивные методы предполагают включение всех учащихся в активный познавательный процесс на уроке.
Интерактивные занятия в формах дискуссионных площадок или интеллектуальных дебатов позволят учащимся познакомиться с различными точками зрения на одну и ту же проблему, сформировать свою позицию. Несомненно, в процессе такого рода занятий учитель должен обладать навыками модератора, способного «дирижировать оркестром мнений» учащихся, направляя дискуссию в нужное русло для достижения образовательных целей урока. Важнейшая роль по претворению в жизнь идеи деятельностного подхода и использованию потенциала интерактивных методов обучения принадлежит учителю, который должен также активно саморазвиваться, поскольку «закостенелый» в своих взглядах, формах работы педагог сегодня не просто бесполезен, но даже потенциально опасен, так как не может служить для учащихся ни ориентиром, ни навигатором, ни учителем жизни.
Таким образом, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетное направление современного образования – формирование функциональной грамотности. Если основным требованием ФГОС 2004 года было дать ученикам знания, умения, навыки, то в соответствии с новым стандартом образования на первый план выходит применение всего этого в жизни. Мало дать учащимся знания, надо ещё и научить их, как извлекать информацию и применять полученное на практике.
Проводя семинары, мы руководствуемся несколькими принципами, — продолжает С.Ф. Пинженина. Первый: минимум теории – максимум практики. Наши занятия наполнены разминками, тренингами и упражнениями, для выполнения которых приходится работать и в группах, и в парах, и индивидуально. Всё усвоение материала происходит через практику. Второй принцип: переводим с русского на русский. Самые сложные концепции, вопросы и проблемы объясняются максимально доступно, самым простым языком. И третий: мгновенное применение. Полученные прикладные знания, умения и опыт, интерактивные формы и приёмы участники смогут использовать в работе сразу же после семинара. Всё это позволяет нам быть востребованными, мы работаем со многими образовательными учреждениями страны. И хочу отметить, что работать с командой гимназии №2 нам очень легко.
Итог встречи подвела директор этого образовательного образования Ирина Владимировна Андронова, поблагодарив её участников.
По тихим коридорам гимназии мы с Татьяной Владимировной Петровой, заместителем директора гимназии по научной работе, отправились в кабинет, где проходило собрание участников школы актива. По шуму, доносящемуся из одного из классов, можно было догадаться, что именно здесь проходит сбор активистов. Более десятка человек громко обсуждали темы площадок, которые должны были начать работу 2 ноября.
— В «Коммунарских сборах» примут участие сто пять школьников, плюс десять тренеров. Ждем ребят из Андреаполя. Планируется работа таких площадок, как творческая. Она будет посвящена созданию рукописной книги. Будет площадка по работе с оформлением этой книги. Ещё одна площадка – «Философская сказка». Что-то отсюда потом войдёт в рукописную книгу. И другие площадки планируются, по ним сейчас и идёт спор, — раскрывает причину шумного разговора заместитель директора Лариса Вениаминовна Сотник. – В школе актива стараемся воспитать у ребят лидерские качества, воспитываем у них чувство братства. Ребята сплачиваются, учатся работать в команде.
Помимо работы площадок, будет песенная зона, где прозвучат песни орлятского круга. Ребята примут участие и в спортивных соревнованиях. Завершится всё дискуссионным подиумом и обсуждением творческого результата, анализом – что получилось, что нет.
— Педагоги любят это мероприятие, работают сплоченной командой под руководством Ларисы Вениаминовны. Несмотря на то, что сейчас каникулы, и можно было бы отдохнуть, и учителя и дети всё равно из года в год приходят в гимназию, чтобы принять участие в каких-то мероприятиях, — заключает Т.В Петрова.

Галина БУКРЕЕВА

Добавить комментарий