Проект «Русская Атлантида» реализуется в течение всего года и вовлекает в творческое сотрудничество высокопрофессиональных мастеров кисти, работающих именно в жанре пейзажной реалистической живописи, — говорит куратор Виталий Васильев. — Главная цель проекта — привлечь к совместной работе максимально большое количество живописцев и с их помощью на пленэрах и последующих выставках раскрыть тему находящихся на обочине туристических маршрутов малых городов России. Почему «Атлантида»? Своего рода символом проекта стала колокольня затопленного Никольского собора Калязина. Считаем важным сохранить память об утраченных памятниках истории и культуры, пострадавших во время строительства в 30-х годах ХХ века гидротехнических сооружений и в годы богоборчества. Нилова пустынь как раз к таковым и относится.
В проекте за два года приняли участие более пятидесяти живописцев из 12 городов России. География проведения пленэров на сегодняшний день охватывает Псковскую область (Псков, Изборск, Печоры) и Тверскую область (Осташков, Торжок, Старица, Калязин, Кашин), а также несколько городов Московской, Ростовской и Ярославской областей. По результатам пленэрной работы было написано более 500 живописных полотен, разлетевшихся по городам и весям России. Возможно, эти картины попадут в коллекции многих иностранных и отечественных почитателей русской культуры.

Первый пленэр в рамках проекта «Русская Атлантида. Осташков» прошёл в сентябре 2015 года в Ниловой пустыни. К сожалению, тогда нам не удалось повидаться с художниками, а нынче произошло знакомство на итоговом просмотре работ. В двух залах музейно-выставочного комплекса разместились работы десяти живописцев. За восемь дней каждый из них создал несколько работ; некоторые только наброски и этюды, а другие смотрятся как законченные полотна. «Немного не повезло с погодой», — сетую. На что Виталий Васильевич отвечает, что главным было написать виды монастыря и окрестностей в снегу, когда только-только весна вступает в свои права. Впрочем, несмотря на отсутствие солнца, в картинах чувствуется легкость небес. В протоке под мостом на дамбе весело отражаются ранневесенние краски природы.
Сюжеты разные, в основном комплекс обители с различных точек и в разное время суток. Хорош Богоявленский собор в ночное время на этюде Ирины Берлизевой. А вот ее же виды с колокольни. Большие полотна, уверенный взмах кисти. Несмотря на молодость, виден авторский стиль, умение выстраивать композицию. Ее подруга Дарья Мусихина удивила уголком монастырского дворика и единственным в импровизированной экспозиции портретом. На нем насельник монастыря инок Киприан. Вглядываемся в отлично выписанный портрет: да это старый знакомый, герой публикаций «Селигера» и альманаха, профессор музыки, автор поэтических творений, до принятия пострига носивший имя Сергей Строкин. А вот и сам отец Киприан приходит; похоже, он доволен: «Такое общение монашествующих и творческих людей взаимно обогащает: им порой недостает духовности, нам – художественных образов».

Среди участников пленэра есть ревнители Селигера; приезжают по несколько раз, неизменно получая заряд творческого вдохновения. Пишут монастырь, окрестные деревни, природу, Осташков. Заходит разговор про город.
— Посетили Художественную галерею, приятно удивлены мастерством отдельных авторов, — делится впечатлениями Виталий Васильев. – Да по-другому и быть не может: земля селигерская дает очень много для творчества. А вот вид самого города огорчил. Досадно также, что местное руководство культуры не отозвалось на предложение творческих контактов во время пленэра. Как правило, в других городах такие встречи художников и молодежи – учеников художественных школ — становятся традицией. А итоговый просмотр превращается в городской праздник, как, например, в Торжке, Старице, Калязине.
Приходят наместник монастыря архимандрит Аркадий и благочинный Антоний. Духовенство с интересом рассматривает работы, высказывает мнение о них. Столь же придирчиво отбираются работы с пейзажными и архитектурными достопримечательностями в фонд монастыря. Отец Аркадий вручает благодарственные письма участникам проекта и благословляет на еще один приезд.
После селигерского края пленэр-тур продолжится в Торжке. А по завершении сезона итоговые работы будут представлены сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Италии.

Наталья Николаева
Фото Андрея Рябочкина

Добавить комментарий