Жизнь без барьеров

Опубликовано 27 Ноя 2015. Автор:

Ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а окружающая среда

Если она будет абсолютно доступна для человека с особенностями здоровья, он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми. Именно эту цель и преследует федеральная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Среди пилотных регионов, вступивших в программу «Доступная среда», и Тверская область.


С 2013 года в федеральный проект «Доступная среда в общеобразовательных учреждениях» вошел Осташковский район, на территории которого в настоящее время проживает 106 детей-инвалидов. Участником его стала гимназия №2. На выделенные денежные средства в этом образовательном учреждении были проведены мероприятия по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Были установлены два пандуса, сделаны поручни по периметру помещения и лестницам, расширены дверные проемы для въезда на инвалидных колясках, обустроен специальный туалет, приобретены программные продукты и оборудование для работы с особыми детьми. Завуч по учебно-воспитательной работе Ольга Юрьевна Шевченко, курирующая инклюзивное образование в гимназии, прошла курсы повышения квалификации в рамках программы «Доступная среда». В школе проводятся мероприятия по адаптации детей с ОВЗ, которые учитывают особенности в развитии таких ребят и их потребности в обучении и социализации.
В настоящее время гимназию посещают 14 особых детей. О них мы разговариваем с Ольгой Юрьевной и педагогами классов, где есть такие ученики.
— Проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. До недавнего времени такие ребята обучались в индивидуальном порядке на дому. Понятно, что это не способствовало социализации и интеграции ребенка-инвалида в общество. Кроме того, эти дети особенно нуждаются в понимании окружающих и гуманном отношении к себе общества в целом. Ведь инклюзия заключается не в том, что ребенок посещает массовую общеобразовательную школу. Инклюзивное образование означает сложную и тонко подобранную систему, обеспечивающую соответствующее внимание и подход к способностям и проблемам особого ребенка, к пониманию его характера, личности и изменяющихся потребностей, к планированию правильной инклюзии, которая позволит ребенку развиваться и откроет перед ним новые возможности.
Для каждого ребенка разработана индивидуальная программа, по которой дети обучаются с педагогами на дому и в классах гимназии. Форма и место проведения занятий выбирается совместно с родителями. Кроме предметов учебного плана предусматриваются занятия с психологом, логопедом, а также занятия ЛФК.
Недавно нашу гимназию окончил учащийся с нарушениями опорно-двигательной системы. Выстроенная индивидуальная траектория обучения для этого ребенка дала свои положительные результаты: мальчик посещал не только индивидуальные занятия, но и уроки с классом, занимался в профильной группе, активно принимал участие во всех классных и гимназических мероприятиях. Итог всей работы – ребенок уверенно чувствовал себя в социуме и поступил в Московскую сельскохозяйственную академию. Его мама очень благодарила наших педагогов, а он не раз говорил, что в гимназии ему помогли стать таким, как все.
Ещё один сложный учащийся – это слабовидящий и слабослышащий ребенок. Для него приобретено специальное оборудование и методические пособия. В гимназии ребенок занимается на уроках ИЗО, а в прошлом году была ещё и лечебная физкультура. Работы этой девочки были представлены на конкурс рисунков, — не без гордости за воспитанников школы говорит Ольга Юрьевна.
Ольга Викторовна Огнева и Татьяна Петровна Цыганова продолжают разговор об особых детях, которые учатся в их классах. У Ольги Викторовны учится мальчик, который передвигается только с тросточкой или на коляске.
— Хороший мальчик, общительный. После первых посещений уроков в классе сказал: «Сбылась моя мечта, я оказался в школе».
Он старше своих одноклассников, так как у родителей не было раньше возможности учить его в школе. В этом есть свои трудности, но ребенок так хочет побыстрее освоить всё, что он пропустил, так хочет быть в коллективе, что учитель верит – у него всё получится. Ольга Викторовна занимается с ним по адаптированной программе, чередуя домашние и школьные посещения.
— Ребенок социализируется, научился работать с интерактивной доской, — отмечает педагог.
У Татьяны Петровны Цыгановой учится девочка-инвалид. Из-за малоподвижности ограничена в общении. Три раза в неделю её посещает на дому учитель. В гимназии она включена во внеурочную деятельность, в жизнь класса.
— С программой справляется, — говорит Татьяна Петровна. – До гимназии она посещала «Малышкину школу», познакомилась там с детьми, которые сейчас учатся в одном классе с ней. С ребятами до прихода этой девочки на учебу был проведен классный час, где рассказали о ней, что она имеет некоторые особенности в здоровье, а в остальном она такая же как все они. Одноклассники относятся к ребенку хорошо, как и к другим таким детям в школе. Первый раз она очень боялась читать стихи, но все в классе сидели так тихо, слушая её, что, думаю, боязнь её прошла, — заключила учитель.
— Пока ещё рано подводить итоги, работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается. Но уже сейчас очевидно, что они должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга, — завершила разговор Ольга Юрьевна.
Главная задача программы «Доступная среда» — создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни – ещё только в самом начале решения. И сделать предстоит очень и очень много, чтобы окружающая среда для особых людей действительно стала безбарьерной.

Галина БУКРЕЕВА
Фото автора

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.