накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. В ходе проверки были выявлены нарушения федерального законодательства.
Установлено, что ООО «ДЭЗ» в нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не осуществляет своевременный вывоз твёрдых бытовых отходов из мусорных контейнеров, расположенных во дворах многоквартирных домов по адресам г.Осташков: ул.Володарского, д.43, напротив дома №50; пер.Литвиненко д.28 «б»; ул.Шевчука, д.6; ул.Шевчука, д.7; ул.Володарского, д.179 – Микрорайон, д.18; Микрорайон, д.10; Микрорайон, д.1, д.2; ул.Рудинская, д.17, д.19; Микрорайон, д.18, д.18а; пр-т Гвардейский, д.1; ул.Островского, д.20; ул.Загородная, д.26 «Б»; ул.Загородная, д.16; пер. 1 Путейский, д.21, д.23; ул.Урожайная, д.4; ул.Урожайная, д.5; ул.Строителей, д.9; ул.К.Заслонова, д.3; ул.К.Заслонова, д.1; ул.Володарского, д.27; ул.Тимофеевская, д.56; пер.Адрианова, д.12; ул.Рабочая, д.38/40. Возле всех контейнеров по причине переполненности образовались стихийные свалки из строительного мусора, пищевых отходов.
В целях устранения нарушений закона прокуратурой г.Осташкова 26.03.2014 в Осташковский городской суд направлено исковое заявление о понуждении ООО «ДЭЗ» произвести вывоз ТБО, а также очистить придомовую территорию от мусора. В отношении директора ООО «ДЭЗ» Разина В.М. прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, наказание за которое составляет до 30 тыс. руб.
Проблема замусоривания территории города Осташкова есть не только во дворах многоквартирных жилых домов, содержанием которых занимается ООО «ДЭЗ», но и вблизи частных домовладений, жители которых, не думая ни о ближних, ни об облике города, складируют бытовой мусор, в том числе пищевые отходы, на улицах, «украшая» деревья мешками с отходами, и, наверное, искренне верят, что оставив мусор возле домовладения, мешки с мусором «испарятся», что городские власти всё равно уберут эту грязь.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Однако органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют лишь организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. Непосредственно бремя утилизации отходов (заключения договоров с лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, несения расходов по оплате их услуг) возлагается на их собственника, то есть лицо, в результате деятельности которого эти отходы образовались.
На территории города Осташкова действует Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утверждённое решением Совета депутатов МО «Городское поселение – г.Осташков от 28.08.2013 №440. Разделы 4 и 5 указанного Положения предусматривают заключение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации договора между специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, и производителями (собственниками) отходов, в том числе гражданами, проживающими в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда (в том числе индивидуальных жилых домах).
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88).
СанПиН 42-128-4690-88 (далее – Правила) утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 г. в пределах полномочий, предоставленных Положением о государственном санитарном надзоре, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361 «О государственном санитарном надзоре в СССР», и содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест, а также жилых и гражданских зданий. Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Названный нормативный акт является действующим и подлежит применению на всей территории Российской Федерации.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881.
Пунктами 2.1.1., 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.2.2, 2.2.3 Правил определено, что объектами очистки являются, в том числе, территории домовладений. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений — ассенизационным вакуумным транспортом. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами.
Таким образом, закон возлагает на собственников домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязанности по складированию бытовых отходов и мусора в специально оборудованных местах, обеспечению своевременного вывоза бытовых отходов.
Деятельность специализированных организаций по обращению с бытовыми отходами, которые производятся гражданами, проживающими в частных жилых домах (то есть домах, не являющихся многоквартирными, где бы действовали органы управления многоквартирными домами), осуществляется на основании заключенного между ними договора в соответствии с главой 39 ГК РФ, Законом Российской федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155.
Несоблюдение гражданином экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления (в том числе в случае, если в результате уклонения гражданина от заключения договоров о вывозе ТБО со специализированными организациями отходы накапливаются, загрязняя окружающую среду, либо утилизируются им в нарушение действующих норм и правил) влечёт предъявление уполномоченным органом власти требования к гражданину об устранении допущенных нарушений, а также административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ, наказание за которое предусмотрено исключительно в виде штрафа в размере до 2000 рублей, а также уголовную ответственность, предусмотренную ст.246 УК РФ (наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет), ст.247 УК РФ (наказание в виде лишения свободы в зависимости от наступивших последствий на срок от 2 до 8 лет). Прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, в том числе и в отношении гражданина, либо направить материалы проверки для возбуждения уголовного дела в правоохранительные органы района.
Сегодня человеку как для сохранения своего вида вообще, так и для сиюминутного благополучия в частности, необходимо считаться с законами природы при каждом своём действии, как связанном, так и не связанном с вторжением в природную среду.
Надеюсь, что данная информация будет воспринята читателями, в первую очередь жителями частных домовладений, и будут сделаны соответствующие выводы.
Прокурор г.Осташкова, советник юстиции А.А. Тихомиров

Добавить комментарий