Конечно, не впервой неутомимым исследователям истории и природы родного края здесь бывать, но это поездка имела свои задачи. Во-первых, она состоялась в день, предшествующий двум праздникам: светскому — Всемирному дню туризма и религиозному – Воздвиженью Честного Животворящего креста Господня (а как мы знаем, один их храмов, тот что стоит отдельно от ансамбля, на самом берегу как раз построен в честь этого праздника).

Среди
ангелов и мастеров

Собственно, туда и направилась группа, поклонившись могиле архимандрита Вассиана и возложив цветы. Сопровождавший краеведов иеромонах о. Иоанн по пути к храму предупредил, что мы первые, которые увидим еще не законченные, но уже в хорошей готовности интерьеры. Церковь была построена в 1784-1788 годах в стиле барокко. Она так поразила посетившего её в 1820 году императора Александра I, что он выразился в том смысле, что такой дивной красоты церковь вправе быть поставленной в Петербурге. И хотя она довольно эффектно смотрится с озера и снимать ее любят фотографы, но её внутреннее убранство поразит еще больше.
Крестовоздвиженская церковь богато украшена лепниной. Конечно, от былого роскошества остались только жалкие фрагменты (в годы разрухи здесь была дизельная). Над их воссозданием кропотливо трудятся скульптор Владимир Федотов и его супруга. «Если всё пойдет, как запланировано, к следующему лету работы будут закончены», — говорит Владимир. Но уже сейчас внутреннее убранство – ангелы, виньетки, гирлянды, необыкновенный вход в царские врата – с лепным пологом – смотрятся великолепно! А что будет, когда по белому пустят позолоту, установят иконостас, развесят иконы! Да, вспомним еще высказывание самодержца…

Тайной
тропой патриарха

Одной из целей посещения Ниловой пустыни и встречи с ее представителем в этот раз стало получение информации о том, как шла подготовка к пастырскому визиту патриарха Московского и всея Руси Кирилла и 350-летию обретения мощей преподобного Нила. Теперь, когда улеглась суета, а паломников и туристов совсем немного, хорошо заметны масштабы сделанного. Во-первых, обратил внимание отец Иоанн, убраны все столбы, которые портили внешний вид – все электрические коммуникации под землей. Ландшафт облагорожен – вырезана сорная растительность. И вот «раскрывается большая тайна» — как шел патриарх от вертолетной площадки к Богоявленскому собору, с учетом всех требований службы безопасности. Неожиданно сопровождающий ныряет в неприметную дверь в фасаде покоев. Слегка наклоняясь, проходим через мрачноватое преддверие подвалов в крохотный дворик: справа – изгиб полуротонды (циркумференции), который скрывает маленький фрагмент строения XVII века – казенных палат с характерными крошечными оконцами и наличниками. А потом – вход в покои, подъем на второй этаж (во всем просматриваются только что законченные отделочные работы или еще завершающиеся). Большой зал для собраний, где, собственно, и общался патриарх с хозяевами и гостями торжеств. «Пройдя через митрополичьи покои, патриарх неожиданно появился перед собравшимися, откуда его и не ждали».

«…И хруст французской булки»

То, что в Ниловой пустыни по благословению наместника архимандрита Аркадия охотно принимают на пленэры художников (только что закончилась очередная экспедиция арт-проекта «Русская Атлантида»), собирают картины местных художников, в частности, Александра Кирьянова, — мы знали и писали в свое время. А вот откровением стало знакомство с небольшим, но очень атмосферным фотомузеем. В интерьерах начала прошлого столетия в двух залах размещены фотоснимки тех лет. Со стен на нас глядят бравые военные и курсистки, благородные семейства и слегка испуганные крестьянские лица. Любопытное решение: можно присесть на скамеечку и посмотреть слайд-шоу, составленное с большим вкусом о «России, которую мы потеряли». Еще один зал – просто находка для преподавателей курса «Основы православной культуры»: в красках показаны основные библейские события.
Не могли мы не зайти в и главный музей обители «Наследие преподобного Нила». Здесь создан еще один зал – специально для богатейшей коллекции Александра Ивановича Буркина. После его смерти встал вопрос о её сохранности, и тогда духовенство Ниловой пустыни обратилось к Президенту, который незадолго до этого побывал в монастыре и посетил музей. Несколько миллионов были найдены для выкупа самого большого в России собрания скульптурных, иконописных изображений Нила Столобенского. Коллекция поразительная, оформление экспозиции достойное.

«Пятое Евангелие»
отца Иаонна

За чаем краеведы попросили отца Иоанна рассказать о его поездке на Святую землю – она как раз пришлась на праздник Преображения Господня. Он очень эмоционально, — где-то с восхищением, где-то с юмором – поведал о паломничестве с группой, организованной центром «Покров». Особенно, без сомнения, его вдохновил ночной подъем и служба на горе Фавор в сам праздник. «Наша группа весь путь прошла с молитвой, я читал акафист. Другие паломники очень удивлялись такому молитвенному подвигу – ведь само восхождение не такое легкое дело. И какое сияние в небе возникло этим утром!».
По словам священнослужителя, это очень важно – побывать в местах, где ходили Иисус Христос, Богоматерь, апостолы, где совершались чудеса и развивались драматические события предательства, казни Спасителя. «Сейчас, при чтении Священного писания, апостольских посланий я более объемно воспринимаю эти тексты. Эта поездка – как бы пятое Евангелие».
Не менее интересными были наблюдения рассказчика о русской духовной миссии в Израиле, о своих спутниках, о гиде, который «встретил нас, как гостей, а провожал, как родственников».
Да и мы, благодарные путешественники, так же могли бы сказать о самом отце Иоанне. Напоследок, сопроводив нас в храм Богоявления, он похлопотал о том, чтобы из алтаря вынесли старинную икону Владимирской (Селигерской) Божией Матери – точную копию той, с которой монах Нил пришел в селигерские земли и перед которой он молился в своей келье на острове Столобный.
Так что чудеса случаются рядом с нами, и надо только «не позволять душе лениться».
Наталья Николаева
Фото Елены Митиной

Добавить комментарий