За четыре дня на осташковской сцене было показано 14 постановок, не только коллективов Тверской области, но и других областей северо-западного региона России. Вокруг некоторых современных пьес в зрительном зале разгорались нешуточные споры.
В авангарде фестиваля шли осташковские коллективы. Первыми на сцену ступили воспитанники образцового театрального коллектива «Дебют» Детской школы искусств им. И. К. Архиповой (режиссер Людмила Евсюкова). Ребята показали сказку «Фантазии кота Шарафа и Кошки Копошки» по пьесе С. Белова и С. Куваева. Спектакль-фантазия на тему внутрисемейной жизни актеров проходил с вовлечением зрительного зала. Юная публика оценила кошачью пластику и игру ребят, а вот жюри удостоило постановку лишь диплома участников. Впрочем, главными наградами для артистов и режиссера стали живая реакция пришедших на спектакль детей и не сходящие с их лиц улыбки.
В очередной раз опытные театралы из числа судей отметили сложность и специфику жанра, в котором работает клоун-мим театр «Чумаки», признав, что в Тверской области нет ничего подобного. Вдвойне удивительно, что люди, готовые работать в этом направлении, нашлись в провинции. В этом году коллектив показал спектакль «Все начинается с мелочи» (режиссеры: Сергей Тихонов и Сергей Митрофанов). Жюри обратило внимание на новые номера и режиссерские находки (в этом жанре что-то новое изобретается не часто), а также на то, как потрясающе со своей ролью справляется руководитель клоун-мим театра Сергей Митрофанов, с полужеста вызывающий гомерический хохот в зале. Спектакль получил диплом второй степени.
Вечерний показ предваряло торжественное открытие фестиваля, начавшееся с оригинальной преамбулы – инсценировки песни на стихотворение Сергея Тихонова «Театральная вешалка». Музыку к этому ложащемуся на театральный гимн произведению написал Андрей Мальков, а исполнила его Вера Малахова. Затем было представлено жюри: председатель – директор Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы Олег Хмельков, а также театральный критики журналист Валерий Смирнов и заслуженный работник культуры Анна Козова.
С официальной частью было покончено и пришло время смотреть комедию положений «Осторожно!!! На арене хищники!» народного театра районного Дома культуры, поставленную по пьесе В. Тарасова. Прежде всего, хочется сказать, что выбранный для постановки материал не характерен для режиссера Сергея Тихонова. Зритель уже привык к тому, что коллектив и его руководитель склонны выбирать пьесы более сложные и интеллектуальные. Неподготовленная публика порой неоднозначно относилась к такому выбору и зритель прямо заявлял: «Взялись бы вы за что-нибудь попроще, нам ведь и отдохнуть хочется после работы». Но выбрана эта пьеса была совсем не потому, что коллектив пошел на поводу у зрителя. У специфического, претендующего на глубокий смысл репертуара осташковского театра есть свои почитатели, которыми его руководитель дорожит. Просто коллективу хотелось попробовать что-то новое.
С непривычным жанром труппа и ее режиссер справились, о чем свидетельствует диплом первой степени. Простой и не очень приглядный при беглом ознакомлении материал был поднят на приличный уровень. С первых минут спектакль набрал высокий темп и сохранял динамику до самого финала. Садился он лишь в нескольких сценах первого действия, в которых актеры забывали слова.
Ошарашивающая сходу экспрессивность Анфисы в исполнении Наталии Ковалевой, кураж и фиглярство Дианы (Наталья Цырулева), точные, великолепно сыгранные и почти афористичные ремарки Изольды (Светлана Павлова), одесский акцент скользкого как змея Ярослава (Антон Крылов), то и дело сгибаемый в дугу приступами больной спины Борис (Андрей Олейник), легкомыслие и ветреность Максима (Василий Кудрявцев) – почти каждый актер справился с задачей и обогатил свой образ выразительными деталями. К сожалению, как раз этих деталей и колорита не доставало оставшимся двум ключевым героям: Флоре (Ольге Смирновой) и шоферу Даниле (Александру Лебедеву). Большая часть сцен у новичков были парными, и тем самым они были лишены возможности поднять уровень игры, отталкиваясь от действий более опытных коллег.
Самый высокий комплимент жюри касался актерских работ. Прозвучала фраза о том, что почти всю труппу можно смело выпускать на профессиональную сцену. Отдельного комплимента удостоилась игра Светланы Павловой и Наталии Ковалевой. Помимо диплома первой степени жюри вновь наградило за декорации художника оформителя Виктора Судакова.
Второй фестивальный день начался с необычной познавательной фольклорной программы «У нас на Кузьминках» театра книги «Корноватка» Областной библиотеки для детей и юношества (режиссер Ольга Шишкина). С юморком и присказками, играми и песнями, через историю быта русской деревни — гости из Иванова показали действительно интересную и оригинальную программу. Получился увлекательнейший урок для детей. В заключение даже некую викторину провели, показавшую насколько хорошо дети усвоили материал спектакля. Усвоили на «отлично»! Иначе и быть не могло, когда он преподносится в такой живой и увлекательной форме. Малыши получили массу удовольствия, а взрослые хороший пример того, как надо работать с подрастающим поколением. Коллектив театра книги был награжден специальным дипломом за просветительскую работу и большой вклад в сохранение традиционной русской культуры. Кроме того, диплом за оригинальность созданного образа получила Ольга Шишкина.
Подробно писать о каждом спектакле в формате газеты не представляется возможным, а сказать о победителях фестиваля надо. Поэтому перейдем сразу к лауреатам.
Реалити-шоу «Вознеси меня» народного театра «Эксперимент» (режиссер Анна Козова)Тверского колледжа культуры им. Н. А. Львова наделало немало шума среди консервативной части публики. Нам показали семь успешных девушек, перешагнувших через себя для достижения заветной цели – жизни в достатке и роскоши. Они носят одежду ведущих брендовых фирм. Сами – словно сошли с обложек глянцевых журналов. Но под презентабельной оболочкой скрывались исковерканные судьбы и искаженное до откровенного уродства внутреннее содержание девиц. Драматургия И. Овсянко демонстрирует изнанку столь привлекательной для современной молодежи жизни. Автор предостерегает девушек от фатальных ошибок, которые они могут наделать, привлеченные светом телеэкранов, активно пропагандирующих образ жизни, подменяющий собой саму жизнь. Девицы открыто говорили со сцены о своих сексуальных отношениях, представали в нижнем белье и много злословили. Каждой была предоставлена возможность в своих монологах поделиться самым сокровенным. Но даже в этих откровениях они не вызывали к себе ни капли жалости и сочувствия. Актрисы великолепно справились со своей задачей и сумели, несмотря на внешнюю привлекательность, вызвать к себе отвращение. Для тех, кто имеет хоть какое-то представление, о чем грезят сегодня молодые люди, актуальность спектакля не вызывает сомнения. Нужно ли об этом говорить и предостерегать? Безусловно! Та пошлость, о которой говорят заслуженные зрители, яростно критикующие спектакль, здесь является правдой жизни. Без нее те, кому в первую очередь дОлжно задуматься над темой поднятой драматургом, ни за что не поверят ни автору, ни актерам.
Следующий диплом лауреатов также отправился в Тверь вместе с народным театром-студией «Премьер» (режиссер Андрей Коряков). Актеры, исполнявшие роли в спектакле по пьесе М. Себастьяна «Безымянная звезда», продемонстрировали высший пилотаж. Были отмечены как гротескные персонажи, вроде мадам Ку-Ку, так и полные пронзительного лиризма и драматичности главные герои. Диплом за лучшую мужскую роль получил Александр Рамзин, сыгравший начальника вокзала. Пожалуй, именно этот спектакль стал фаворитом фестиваля.
Высшей награды удостоился и заключительный спектакль фестиваля «Последняя жертва» народного театра «Дебют» городского Центра досуга «Орфей» города Удомля. Прекрасно выстроенные мизансцены, даже при минимуме декораций, смотрелись отлично. Актерская игра также не вызывает нареканий. Тщательно продуманный и хорошо сыгранный спектакль по пьесе А. Островского заслуженно обратил на себя внимание жюри. Титаническая работа художника по костюмам также была замечена, и костюмер Жанна Фомина получила свой диплом.
Подводя черту, приятно отметить, что все три наивысших награды остались в Тверской области. Удостоились комплимента от председателя жюри и наши зрители: «Сегодня мало где можно наблюдать, чтобы так была воспитана театральная публика, как у вас – в Осташкове. Низкий вам за это поклон». Из впервые выступивших на осташковской сцене следует отметить дубнинский коллектив народного театра-студии «Запасной выход» Дворца культуры «Октябрь» (режиссер: Наталья Матюшевская). В трех историях спектакля «Sacrifice», сыгранного по пьесе М. Фратти, актеры показали некоторые отталкивающие, ужасающие аспекты жизни. На многих зрителей постановка произвела шокирующий эффект, но все без исключения отмечали оригинальные режиссерские находки, детально проработанные образы и сильное актерское исполнение.
В своем интервью газете Олег Хмельков отметил высокий уровень организации фестиваля, за что следует поблагодарить сотрудников районного Дома культуры во главе с директором Юлией Смирновой и заведующего отделом культуры Осташковского района Сергея Шитова.
– Мы увидели высокий профессиональный уровень любительских театров. Иногда даже забывали, что находимся не в зале профессионального театра, а смотрим любительские коллективы. Мы приятно потрясены. Были очень сильные актерские работы. В выборе победителей жюри было единогласно. Эти три коллектива не просто играли, а жили на сцене. По организационным моментам: хотелось бы, чтобы актеры и режиссеры видели спектакли своих коллег. Мы имеем намерение пригласить некоторые коллективы, в частности из Иванова, к нам в Беларусь. Нам также есть чему у вас поучиться.
Руководители коллективов присоединились к пожеланию председателя жюри, выразив желание поближе познакомиться с коллегами из других городов и побывать на мастер-классах, которых очень недостает желающим совершенствовать свое мастерство актерам.
Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора

Добавить комментарий