На старом кладбище города Осташкова в братском захоронении №3 на плите есть скромная надпись: рядовой В.Ф. Овчинников. Этот герой войны так и остался бы для нас неизвестным, если бы не воспоминания внука Александра Михайловича Рычкова, ветерана атомной энергетики и промышленности, проживающего в городе Глазове и бережно хранящего в семейном архиве документы, выписки, награды. Вот его воспоминания:


«Мой дед по материнской линии Василий Федорович Овчинников родился 29 января 1914 года в небольшой зауральской деревне Лукино Катайского района Челябинской (сейчас Курганской) области в крестьянской семье. Его родители Федор Петрович и Евдокия Андреевна всю свою жизнь прожили в деревне Лукино. Там же Василий пошел в начальную школу, а потом заканчивал 5 класс в соседнем селе Шутино. Василий Федорович отслужил срочную службу в армии и вернулся в родную деревню. Устроился работать в колхоз и вскоре женился на Екатерине Андреевне Рычковой из села Шутино. Началась семейная жизнь. В 1936 году появился на свет первенец, сын Анатолий, а через три года в 1939 году родилась дочка Нина — моя мама.


По ее рассказам дед был плотником. Со своим братом Иваном они вдвоем до войны в деревне построили деревянный макет самолета и мечтали воплотить его в металле. Но мечты деда, как и всего довоенного поколения, перечеркнула война.
22 июня 1941 года из хриплого динамика в сельском совете деревни все узнали, что началась война. Вслед за этим сообщением были объявлены Указы: о мобилизации военнообязанных, о введении военного положения на ряде территорий СССР. И сразу же, 24 июня 1941 года Катайским райвоенкоматом Василий Федорович был призван на фронт в действующую армию.


В составе 32-й стрелковой Краснознаменной дивизии под командованием полковника В.И. Полосухина мой дед участвовал в сражении на Бородинском поле в октябре-декабре 1941-го и в контрнаступлении под Москвой в январе-феврале 1942 года. В мае 1942-го за проявленную отвагу в борьбе с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность 32-я дивизия преобразована в 29-ю гвардейскую стрелковую Краснознаменную дивизию. После десятимесячной обороны под Смоленском и наступательной операции в районе Гжатска, дивизия в начале марта 1943 года была выведена во второй эшелон армии. В этом же году мой дед после ранения приезжал в краткосрочный отпуск домой, повидать жену, детей.


Сколько слёз пролито и сколько горя было пережито! Старшему сыну Анатолию было 8 лет, дочери Нине 2 года. Дети были на попечении прабабушки Евдокии. Бабушка с утра и до поздней ночи работала в колхозе. Ей приходилось очень трудно. Единственной радостью в ее беспросветной жизни были письма от любимого мужа, да и те приходили с фронта редко. Его письма были полны тоски и любви к домочадцам, надежды на то, что скоро кончится война, ненавистный враг будет побежден, и он вернется домой. Находясь в отпуске после ранения, в эти короткие минуты встречи с семьей, они строили планы на послевоенную жизнь. Но иначе распорядилась судьба.
В начале августа 1943 года дивизия совершила марш и вышла на исходное положение для наступления на Спас-Деменском направлении. 31 августа с боями был освобождена Ельня, оперативно важный крупный дорожный узел и важнейший опорный пункт обороны в смоленском направлении. Приказом Верховного Главнокомандующего от 31 августа 1943 года 29-й гвардейской стрелковой Краснознаменной дивизии присвоено наименование Ельнинская. В декабре 1943-го дивизия совершила 300-километровый марш, сосредоточилась в районе города Великие Луки, войдя в состав 2-го Прибалтийского фронта для участия в Ленинградско-Новгородской наступательной операции.


В январе 1944 года гвардии рядовой стрелок 2-й стрелковой роты Василий Федорович Овчинников при наступлении в боях за село Глуховка Калининской области неоднократно ходил в атаки, выносил с поля боя раненых бойцов. Тяжело раненный, он был доставлен в прифронтовой эвакуационный госпиталь №1145-ЭГ, размещавшийся в городе Осташкове Калининской области. 3 марта 1944 года от тяжелого ранения в грудную клетку, осложнившегося инфекцией, мой дед в возрасте 30 лет умер и был похоронен в братской могиле №3 на городском кладбище города Осташкова».


В семейном архиве хранится выписка из Приказа №06/н от 27 февраля 1944 года по 90-му гвардейскому стрелковому полку 29-й гвардейской Краснознаменной Ельнинской стрелковой дивизии 10-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта о награждении личного состава:


«От имени Президиума Верховного Совета союза СССР награждаю медалью «За отвагу» стрелка второй стрелковой роты гвардии рядового Овчинникова Василия Федоровича за то, что он в боях за с. Глуховка Калининской области неоднократно ходил в атаки на укрепления противника и своим смелым действием увлекал товарищей. В этих же боях, работая санитаром, он вынес с поля боя двадцать раненых бойцов с их оружием. 19.1.1944 г. в бою был тяжело ранен.
Командир 90-го гвардейского стрелкового полка гвардии майор Андронников».


Это только одна из человеческих судеб, перечеркнутых войной. А впрочем, она перечеркнула судьбу не только тридцатилетнего героя, но и его семьи. Жена Екатерина Андреевна, осталась верна своему мужу и одна воспитала двоих детей. У сына один ребенок, а вот у дочери Нины, вышедшей замуж за Михаила Ивановича Рычкова, тринадцать детей. Но Василий Федорович так и не узнал об их рождении и о своем большом продолжении на земле. Он не успел увидеть, как выросли дети, не успел порадоваться многочисленным внукам. Да и жизни-то не успел порадоваться. В самом ее расцвете он остался навечно на той войне.


Но «никто не забыт», и в семье Овчинниковых-Рычковых всегда будут бережно хранить и передавать новым поколениям память о своем герое, отдавшем жизнь за то, чтоб жили его дети, внуки, правнуки. Ведь пока жива память, они с нами.
Большая дружная семья, проживающая в Глазове, мечтает побывать в Осташкове на могиле героя, склонить головы, положить цветы. Красные гвоздики по их просьбе все-таки лежат на братской могиле, в благодарность деду и всем павшим солдатам за Победу.


Наталья КАБАНОВА

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий