Свои воспоминания я хочу начать с рассказа о без вести пропавшем дяде Эспере Николаевиче Петрове. Это был замечательный человек – добрый, отзывчивый, хорошо рисовал.

Дети войны. Пакальная Мыза, д.18

Он работал на Осташковском кожевенном заводе вместе с отцом и сестрой Руфиной. Его призвали на фронт, как только началась война, — в июне 1941-го. Молодой, он так и не успел создать семью. Мы до сих пор скорбим о нем, не знаем, где он погиб. Рассылали письма, делали запросы – всё безрезультатно…

Мне было около трех лет, когда началась война. Всю войну мы с мамой жили в Осташкове на Пакальной Мызе, дом №18, как говорят, «на канаве». Город бомбили. Сестра Регина Шубина (по мужу Смирнова) была постарше нас и при бомбежке прятала нас под кровать. Мы ее слушались.

Эспер Петров с младшим братом Евгением

Дедушку эвакуировали вместе с кожзаводом в Семипалатинск, тетю Руфу с детьми – в Калязин. Отца, Алексея Александровича Бурушкина, призвали на фронт. Но после контузии в ноябре 1942 года его комиссовали и привезли домой. Едва оправившись, он стал работать на пристани «Осташков» на теплоходе «Каховский». Осташковские водники внесли немалый вклад в Победу: они перевозили раненых и другие грузы под обстрелами и бомбежками.

В 1943 году вернулись из Семипалатинска дедушка и тетя Руфина (по мужу Шубина). Кожзавод стали восстанавливать. Через канаву напротив дома были построены бараки для пленных немцев; стояли вышки, была натянута колючая проволока, выставлена охрана. Вечером пленные играли на губных гармошках.

В то время было очень голодно, очень хотелось хлеба, а хлебный паек выдавали по карточкам. Чтобы получить паек, мы, дети, сидели под лестницей около кожзавода. Хотелось спать, но надо было соблюдать очередь. Ели крапиву, ольховые шишки, делали оладьи из очисток. Чай заваривали травами, сосной, ёлкой. В 1943 году родился брат Юрий. Помню, как в 1944-45 годах всё ходил и просил «Мамка, даляй хлеба!» Когда вернулся дедушка, нам стало полегче. Он изобрел свой мотор и построил лодку.

Все мои родные дяди и тети были на фронте. Евгений Николаевич Петров был призван мальчишкой, служил в артиллерии. Игорь Николаевич Петров – в авиации; их сестра Фаина Николаевна молоденькой девчонкой ушла на фронт в августе 1942 года, была связисткой; демобилизована в мае 1945-го. Муж тети Руфины Николай Алексеевич Шубин, офицер, прошел всю войну. Большое счастье, что все они вернулись с войны. Кроме незабвенного Эспера Николаевича…

Фаина Петрова, связистка, участница войны

Жили мы всегда очень дружно одной большой семьей. Война нас не сломала. Мы старались учиться; все окончили кто техникумы, кто институты. Сейчас из семьи Петровых нас, детей военного поколения, остались: я, Генриэтта Алексеевна Рыженкова, 1939 года рождения; двоюродные сестры Регина Николаевна Смирнова (1937) и Алефтина Николаевна Бодрова (1941).

Мы помним ту ужасную войну и никогда не забудем тех лет. Те, кто сейчас искажают историю, никогда ее не знал, не видел страшных бомбежек, а это ужасно. Сколько у нас еще героев без вести пропавших, которые боролись и на фронте, и в тылу врага! Всем им от наших поколений – низкий поклон. Всем детям войны – здоровья и чистого неба над головой!

Добавить комментарий