Уже с первых дней войны большую нагрузку выдерживали железнодорожники, обеспечивавшие массовые перевозки. В сжатые сроки они выполнили небывалый объём работ по переброске на восток промышленности, населения, культурных ценностей.

На запад под огнём врага шли эшелоны с войсками, оружием, техникой, продовольствием. У фашистов было превосходство в воздухе, поэтому железную дорогу постоянно бомбили и её всё время приходилось восстанавливать.

С огромной нагрузкой в то время работала линия Ярославль-Рыбинск-Сонково Ярославской железной дороги, и далее на Бологое в сторону Валдая, Старой Руссы и Осташкова. Враг, зная, что это основные связи между фронтами и глубоким тылом, пытался их разрушить. Днём и ночью фашисты бомбили станции, железнодорожные пути, составы, стараясь вывести из строя всю инфраструктуру железной дороги.

Станция Осташков не раз превращалась в сплошное крошево из кусков металла, кирпичей и обломков. Как мы знаем, в городе немцев не было, но вокруг города, за озером шли жестокие бои. Значительная часть района была оккупирована, бои шли на подступах к Москве. Сжималось кольцо вокруг Ленинграда, а наша маленькая станция была на перепутье.

В сентябре 1941 года на территориях Осташковского, Пеновского, Селижаровского районов начал действовать отряд железнодорожного узла станции Осташков, который подчинялся командованию особой партизанской бригады. Чтобы не допустить фашистов к станции Бологое, осенью 1941 года осташковские железнодорожники разобрали пути от станции Горовастица до станции Сигово.

Сегодня при выезде из города, не доезжая до деревни Хитино, находятся ДОТы, куда благодарные потомки приносят цветы. Вот здесь и был остановлен враг на подступах к нашему городу. Это было в конце 1941 года, а в начале 42-го уже были восстановлены пути и в марте пошли поезда от Бологое до Великих Лук, где шли бои.

Тогда и встал вопрос, кто будет водить поезда, ремонтировать пути, обслуживать вагоны, организовывать движение поездов?

Поэтому в начале 1942 года при осташковском отделении Калининской железной дороги были организованы курсы по подготовке кадров. Для обучения были мобилизованы 16-17-летние парни и девушки, которые в дальнейшем работали на станции.

Война продолжалась. Бои шли в районе Демянска, Старой Руссы, враг стремился удержать Валдайские высоты и выйти к железной дороге, ведущей к Москве и Ленинграду. Наши войска нужно было обеспечивать техникой, продовольствием, вывозить раненых. Вот тогда, в 1943 году, на территории нашего района, военными и местными жителями через глухие леса и болота была построена узкоколейка. Она соединила 122-й километр участка дороги Бологое-Велики Луки, а это 10 километров от Осташкова, и деревню Марёво Новгородской области. Дорога, протяжённостью 120 километров была построена за очень короткий срок. Обслуживали её осташковские железнодорожники.

По этой дороге подвозили необходимые грузы войскам, окружавшим большую группировку фашистов под Демянском. Демянский котёл был уничтожен, и фашисты не смогли пробиться к железной дороге Ленинград-Москва.

Всё это – архивные данные, сухие факты, отражённые во многих документах. Но сколько усилий и какими потерями всего нашего народа добывались эти успехи! На фронтах шли бои, в тылу было своё сражение.

Женщины, подростки, не щадя себя, заменяя мужчин, работали во имя победы. Они водили поезда, ремонтировали пути, добывали дрова для паровозов.

Вся станция была в воронках от бомбёжек. Бомбили всё: станцию, город, составы, мосты. Сколько составов с военными, ранеными, техникой не дошли до пункта назначения! А ещё враг бомбил озеро, по которому военные части снабжали всем необходимым и вывозили раненых, а потом грузили в железнодорожные вагоны, чтобы вывезти в тыл. Была организована слаженная работа речников и железнодорожников.

В городе было много госпиталей, в них выхаживали раненых женщины, молодые девушки. Сколько же смертей молодых, крепких парней им пришлось увидеть! Это никогда не забывается, но все трудились — голодные, усталые, приближая победу.

И в этом аду также работали железнодорожники. Моему отцу в 1942 году было 17 лет, после курсов он работал кочегаром. Помню, как вспоминая этот ужас, он быстро умолкал, не в силах пережить всё заново. Главное, говорил он, когда начинается налёт, успеть убежать в лес, хотя и в лесу не всегда можно было спрятаться. Людей расстреливали прямо с самолёта. Сколько железнодорожников погибло на станции Осташков и не сосчитать! А ведь все они хотели жить, любить, растить детей. Но погибая, они выполняли долг перед родиной.

В сквере у железнодорожного вокзала есть памятное место. Экспозиция возведена в честь железнодорожников, погибших в годы войны. На плите высечены 37 фамилий машинистов, помощников машинистов, дежурных, кочегаров. И это ещё не всё. Вторая памятная доска с именами путейцев, стрелочников, осмотрщиков вскоре появится в сквере. Это — молодые люди. У многих из них нет даже могил. Из девяти погибших кочегаров, бывших курсантов – пять молоденьких девчат.

Закончилась война, и те, кто пришёл работать на железную дорогу во время войны, продолжали работать и в мирное время, создали семьи, а затем пришли дети продолжать дело родителей. Так создавались рабочие династии и таких династий было много.

Люди с честью выполнили свой долг в войну и продолжали дальше честно работать, восстанавливая страну. На самой станции были разрушены или серьёзно пострадали вокзал, ремонтные цеха, здание депо, другие постройки, но самое страшное – под обломками погибли люди.

За работу в годы войны и за мирный труд многие железнодорожники были удостоены наград. Ветеранов уже нет с нами, но память о них навсегда останется в наших сердцах.

Прошли годы. Очевидцев тех событий почти не осталось, уйдём и мы, дети тех, кто из первых уст знает о том, что происходило в те далёкие сороковые. Пройдёт немного лет и живых свидетелей совсем не останется – только документы, сухие цифры и констатация событий.

Мы, ныне живущие, не знаем, как будут восприниматься потомками события тех страшных лет. Очень хочется, чтобы память нашего народа, народов Европы не претерпела негативных изменений, чтобы люди помнили, какой ценой досталась победа.

А сегодня городской Совет ветеранов, Совет ветеранов станции Осташков поздравляют всех с большим праздником – с юбилеем Победы. Отдельно поздравляем тех, кто участвовал в боях, кто работал, находясь на передовой, кто восстанавливал разрушенные города.

Мира всем, добра и долгих лет. С праздником!

Г.В. Марина, председатель Совета ветеранов станции Осташков

Добавить комментарий