И я хочу рассказать о своей большой дружной семье и родных людях. Сейчас мы с сестрой живем в молодом, красивом городе Сосновый Бор на берегу Финского залива, там, где и воевал наш отец Иван Архипович Морозов. Наших родителей уже нет с нами, но они оставили для нас воспоминая о трудных военных годах.

Отец был призван в Красную Армию в июне 1938 года и сразу попал в г. Кронштадт. Начало войны застало его в звании младшего сержанта в должности командира отделения дальнобойщиков 33-го артдивизиона Ижорского сектора береговой обороны Балтийского флота. 22 июня в 4 часа утра он уже увидел шесть самолетов Ю-87, один из которых сбила артиллерия. К сентябрю 1941 года образовался Ораниенбаумский плацдарм между рекой Воронка и г. Ораниенбаумом. Место службы – форт Красная Горка и наблюдательная вышка у дер. Кандикюля. В первые дни войны немцы сожгли на берегу залива деревню Долгово, а сейчас на этом месте построена Ленинградская атомная электростанция. Служба была тяжелая, спали, не раздеваясь, снабжение плохое, хлеба 400 г в сутки и вода. Холодно, голодно, но в субботу была баня!

«Когда сняли блокаду, мы не знали, но нам добавили паек и мы поняли, что дело идет к лучшему», – из воспоминаний отца. Ораниенбаумский плацдарм, потом Прибалтика, демобилизован из армии осенью 1946 года, имеет медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны II степени, член КПСС с 1943 года. После войны в течение 27 лет служил в линейном отделении милиции станции Осташков, участок Бологое-Великие Луки Октябрьской железной дороги.

Преступлений на железной дороге после войны было много, и я в своем детстве редко помню отца дома – он все время был на службе. Уже после войны он награжден еще и знаком МВД СССР «Отличник милиции».

Папин брат, Николай Архипович Морозов, был призван в Красную Армию в 1940 году. В боевые действия старший сержант, командир отделения разведки 359-го артиллерийского полка 166-й стрелковой дивизии Морозов Н.А. вступил уже в июне 1941 года. Вообще, в нашей семье никогда не говорили о войне, видно слишком тяжелые были воспоминания, но от бабушки я слышала, что дядю, якобы, представляли к высокому званию Герой Советского Союза, но я не верила! Разве такие ГЕРОИ бывают? В деревне, наверное, тоже не верили. А когда прочитала наградной лист на сайте «Подвиг народа.ру» – плакала! «Герой разведчик, четырежды ранен, награжден медалью «За отвагу», достоин звания «Герой Советского Союза», а ему было всего 23 года! Осколок в голове так и остался на всю жизнь.

Николай Архипович после войны всю жизнь прожил в д.Вязовня Осташковского района, был председателем сельсовета, много лет – егерем, один из немногих умел вабить, то есть подражать голосу волка. Его жена Ольга Филипповна, с которой они прожили вместе более 50 лет, во время войны была санитаркой в рентгенкабинете в госпитале СЭГ №1066 до 10 июля 1945 года.

Моя мама, Морозова (в замужестве Кашкова) Ольга Алексеевна, после окончания школы в 1939 году поступила в медицинскую школу, но с последнего экзамена ее удалили за шпаргалку, и эта шпаргалка спасла ей жизнь. Школу ее подружки закончили в 1941 году и многие из них не вернулись с фронта.

Мама закончила ФЗУ, работала на Осташковском кожевенном заводе. Когда началась война, вместе со всеми рыла окопы. С последним эшелоном с оборудованием эвакуировалась в г. Семипалатинск. Мама оставила свои воспоминания о войне, которые без слез читать нельзя: как ехали четыре месяца до места назначения, как работали по 12-14 часов, семнадцатилетние девчонки в цеху без крыши, холод, голод, малярия.

Трудно жили. Летом 1945 года первый эшелон с оборудованием вернулся в Осташков, с зимы 1946 года завод полностью приступил к работе, и мама 44 года проработала на заводе строгалем в дубильном цехе №2. Награждена медалями «Труженик тыла», «Ветеран труда», орденом Трудового Красного Знамени. Мама прожила долгую жизнь, была очень хорошим человеком.

Мамин старший брат Иван пропал на войне без вести. Другой старший брат, Николай, служил на севере под Мурманском. Сестра Александра пережила блокаду в Ленинграде, служила в сандружине, ходила по квартирам, искали живых и мертвых, лечилась от дистрофии, чудом осталась жива. Младшая сестра Валентина вместе с ремесленным училищем была эвакуирована в Новосибирск.

После войны остается генетическая память, родители пережили голод, и у нас в доме всегда был хлеб. Мой свекор Митрофан Петрович Ященко участвовал в Сталинградской битве, летом все защитники Сталинграда страдали от жары и жажды, и поэтому после войны у него в доме всегда должно было быть полное ведро воды. Всегда!

У нас обычная советская семья, каких много – рядовых Победы. И как в фильме «Пять вечеров» хочется сказать: «Только бы не было войны!»

Вечная память нашим родителям, родным и близким, прошедшим войну, им выпала тяжелая доля.

Галина Ивановна Ященко (Морозова), г. Сосновый Бор, Ленинградская обл.

На фото: Морозов Иван Архипович; Ольга Филипповна, Ольга Алексеевна, Николай и Иван Морозовы

Добавить комментарий