Фамилия Скороковых известна в наших краях. До войны преподавали в сельских школах Виктор Ильич с супругой Марией Глебовной (которая учительствовала в Жуковской школе до преклонных лет). По стопам строителя Михаила Ильича пошли его сыновья Владимир и Виктор, на кожзаводе работал водителем Петр Ильич, а в цехе ширпотреба много лет трудилась жена Михаила Альбина Григорьевна…

Скороков Михаил (слева) с женой Альбиной, дочерью Сакиной и сыном Владимиром; Скороков Пётр (справа) с женой Таисией и сыном Игорем; а также их мать Татьяна Фёдоровна (1954 год)
Скороков Михаил (слева) с женой Альбиной, дочерью Сакиной и сыном Владимиром; Скороков Пётр (справа) с женой Таисией и сыном Игорем; а также их мать Татьяна Фёдоровна (1954 год)

Сакина Михайловна Веселова в девичестве Скорокова) принесла прекрасно изданную книгу «Николай и Александра», которую написал Николай Ильич Скороков. Это история семьи одного из пяти братьев, рожденных в деревне Свапуще в 1914-1924 годах в крестьянской семье. Однако эти записки имеют и подзаголовок – «Послевоенная тетрадь фронтовика». И мы сегодня прочитаем те страницы, которые рассказывают о судьбе и военном пути пяти уроженцев Селигерского края…

Изгнанные с родины

«Моя мать Татьяна Федоровна уже к 1917 году родила Илье Савельевичу троих сыновей. первый умер в детстве, а двое, Виктор (1914 г.р.) и Петр (1916 г.р.), остались живы… Я родился в 1918 году, отец в это время был мобилизован в Красную Армию и служил в Кронштадте матросом… После демобилизации советская власть выделила ему бесплатно лес на постройку дома. К моменту, когда отец заканчивал строительство дома и конюшни на берегу озера, мать подарила ему еще двух сыновей – в 1921 году Владимира и в 1924 году – Михаила. Жилось отцу с матерью нелегко, так как семья из восьми человек (с ними жила и мать отца, Ксения), а рабочие руки только у отца и матери…

Отец с матерью хотели, чтобы их дети получили образование, поэтому после начальной школы нас отправили в Осташков. Я стал учиться в четвертом классе начальной школы, а старший брат Виктор – в средней школе-девятилетке с педагогическим уклоном.
1931 год. По всей стране происходит образование колхозов и борьба с кулачеством. Деревня Свапуще жила размеренной трудовой жизнью, желающих добровольно вступать в колхоз не было, и вот решение комитета бедноты – запугать жителей деревни высылкой семьи Скорокова Ильи, у которого тогда был самый большой дом во всей деревне.

В одну из ночей на подводах, запряженных богатырскими конями осташковского кожевенного завода, в сопровождении пешей и конной милиции все подлежащие выселению были доставлены на железнодорожную станцию и погружены в товарные вагоны…

…Разгрузив на Урале, в городе Нижняя Тура, нашу и многие другие семьи провезли в поселок Кучум…».

Затем Скороковых перевезли в спецпоселок Боровское. На семь человек было отведено 20 квадратных метров, выдан один стол и одна табуретка. Тяжело читать описание первых лет жизни в ссылке – это было выживание и унижение. «Намного стало легче ссыльным с 1934 года, когда разрешили заниматься старательством» — в этих местах велась добыча платины. В этом же году сначала старший из братьев, Виктор, был восстановлен в гражданских правах и вернулся на родину.

Виктор

Скороковы, изображение №2

«К началу войны мой старший брат Виктор Ильич заканчивал службу в Красной Армии, был призван из Тверской (тогда Калининской) области, где работал завучем школы. К тому времени он был женат на Марии Глебовне из села Жуково. Дом её родителей стоял на берегу озера. Его ждали жена и сын, которому к тому времени было уже полтора года.

Виктор Ильич оказался с первых дней войны на Западном фронте. Всего два письма получила от него мама. За двадцать дней до войны он писал, что заканчивает службу в политуправлении, что благодарит меня за помощь маме и что денег ему не нужно, так как присылает его жена Мария Глебовна. Мы порадовались за него, что, наконец, увидит сына Валерия. Однако этого не случилось. Было еще одно короткое письмо, в котором он писал, что вместе с нашими солдатами делает всё возможное, чтобы удержать врага. Больше от него не было вестей.

Виктор Ильич, патриот до мозга костей, так и не увидел своего сына, пропал без вести, встречая врага на западной границе. Жена его, Мария Глебовна, до конца жизни ждала его возвращения, говорила, что без вести пропавшие – возвращаются. (По словам племянницы Виктора Сакины, в шкафу жуковского дома Скороковых висело добротное пальто с бобриком, которое справила ожидавшая мужа из действующей армии Мария Глебовна…).

Пётр

Пётр родился в 1916 году. В ссылке в посёлке работал культработником, был весёлым и уважаемым человеком. Когда началась война, ему была выдана бронь. Он работал драгером на драге Исовского прииска. Он, как и все оставшиеся в посёлке мужчины, работал и день, и ночь, не покладая рук на драгах, гидравликах, в старательских артелях.

Так случилось, что у Петра не было детей. Однако, он женился на Бочаровой Таисии с сыном Игорем, для которого стал настоящим отцом. Когда Пётр вернулся из ссылки в Осташков, с ним жила наша мама Татьяна Фёдоровна. В Осташкове он освоил профессию шофёра — водил грузовые машины, катера.

Владимир

Скороковы, изображение №3

Владимир родился в 1921 году. В Боровском закончил 7 классов школы. Мой брат Владимир Скороков, самый сильный физически в нашей семье. Работая в артели, всегда выдавал двойную норму. Силища у него была неимоверная, а его имя Владимир Ильич (его вся молодёжь звала Ленин), видимо, накладывало определённую ответственность, может, поэтому был он активистом — то лыжные походы организует, то порядок среди молодёжи наведёт. Один раз, помню, подрался со своим другом Егоровым, тоже силы немалой парнем, поднял его на руках и спрашивает: «Бросить тебя?», засмеялся и поставил рядом.

Володя был младше меня, всему у меня учился, да ещё и своё придумывал. В тяжелое время мы с ним и силки ставили, и плести корзины он научился. Что говорить, талантливый и могучий человек был мой брат Владимир Ильич Скороков. Очень его уважали ребята. Он оказался в числе тридцати человек молодёжи из ссыльных, которые были призваны 18 июня в Красную Армию.

Воевал Владимир в Тверской области — вот такая судьба — в родные края занесла война. Получили от него несколько писем с рассуждением о том, как тяжело и странно наблюдать немцев на нашей родной земле. Похоронку на Владимира Ильича Скорокова наша мама получила уже в 1942 году. Он был командиром пулемётного взвода и похоронен в Занепречье (деревня Маслово).

Михаил

Братья Михаил и Николай (справа) Скороковы (1953 год)
Братья Михаил и Николай (справа) Скороковы (1953 год)

В 1942 году (по семейным сведениям, в 1943-м) призвали младшего брата Михаила, закончившего военное училище в Костроме. Он участвовал в боях, был тяжело ранен в живот и руку во время битвы на Курской дуге. Лечился он на Урале. Мама получала от него письма, написанные рукой сестры милосердия. В конце войны был переведен на Дальний Восток, прошёл Монголию, Китай, участвовал в войне с Японией. Он награждён медалями за победу над Японией и Германией, медалью «За боевые заслуги».

Встретил он и свою судьбу – вторую половину Хакимову Анису – в Чите. Она работала контролёром на железной дороге. Красавица, с невероятно длинной косой, которую она укладывала короной вокруг головы, покорила сердце Михаила. Жили они в военных городках, работали. Да и Михаил был красавцем, как не влюбиться! Высок, красив, на коне уезжал на работу (когда работал начальником охраны, за ним приезжал посыльный на коне, машин-то тогда не было). Вскоре у них родился первый сын Владимир (1947 год). После войны Михаил с семьёй остался в Пибаньшуре на военной службе, так и жили, меняя адреса и квартиры. Вскоре родились у них ещё дети – дочка Сакина (1950 год) и второй сын Виктор (1954 год). Только в 1955 году они вернулись на родину в город Осташков.

После войны Михаил работал прорабом, строителем, мостил улицы; был награждён Орденом Октябрьской революции, медалью «За трудовую доблесть».
Я благодарен своему брату за то, что он назвал своих сыновей именами наших братьев, погибших на войне. Они выросли такими же могучими и добрыми, честными и справедливыми людьми. До сих пор они живут в городе Осташкове, сохраняя и продолжая нашу фамилию Скороковых».

Николай Скороков, закончив в 1939 году Исовскую среднюю школу, был направлен учителем математики и физики в Павдинскую семилетнюю школу. В декабре 1941 года получил повестку о призыве в армию. 10 декабря с группой призывников-спецпереселенцев оказался на строительстве военного завода в В.-Невьянске. До конца 1942 года работал кладовщиком на базе Авиаглавснаба и мог бы воспользоваться уже присланной на него бронью, однако решил уйти на фронт.

После учебного батальона и Свердловского пехотного училища для подготовки офицеров – командиров минометых взводов служил в отдельном истребительном противотанковом дивизионе наводчиком. «С конца декабря 1944 года воевал в Румынии, затем в Венгрии, Австрии, Чехословакии. За время боёв мне было присвоено звание младшего сержанта. Дважды был контужен, имел незначительные ранения. Получил тяжелую травму ступни правой ноги. Отказался ехать в госпиталь, так как заменить меня у орудия, где я был командиром и наводчиком, было некем. Солдаты везли меня на лошади рядом с орудием, а когда нужно было стрелять, подносили к пушке.

После окончания войны некоторое время находился с дивизионом в Австрии, затем переправлен в Румынию. Оттуда со всем вооружением направлен с артиллерийской бригадой на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Пока двигались, война была закончена. Эшелоны остановлены и разгружены в Красноярске, оттуда я был демобилизован. 10 декабря прибыл домой, а 25 декабря 1945 года уже работал в Косьинской школе учителем, заочно закончил учительский институт в Нижнем Тагиле. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией». «За взятие Вены», орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями».

Завершая главу о семье, об участии в Великой Отечественной войне, Николай Ильич Скороков пишет:

«Великая Отечественная война… Как передать весь ужас, все беды, которые она принесла с собой. Уже летом 1941 года появились первые похоронки, показавшие людям, какова война на вкус. Всякое бывало на фронтах, но призванные из числа ссыльных молодые люди не предали своей Родины и героически сражались. В Тверской области (тогда Калининской) в сражениях под Москвой погибли мои двоюродные братья: по материнской линии – Цветков Николай, Пановы Иван и Алексей, по отцу – Смирнов Алексей, Хмелёв Александр…

Все более и более я думаю о своей любимой и доброй матери, которая вырастила пятерых сыновей в неимоверно трудных, я бы сказал нечеловечески трудных условиях, отдавая последний кусок детям. 1941 год – и сразу четверых отправила на войну. Целая река слез была вылита ее бедными добрыми глазами, и боль поселилась в ее окаменевшим от горя сердце! До конца дней она вспоминала и ожидала Владимира, Виктора. Не верила в их гибель на дорогах войны…»

Единственный из братьев Скороковых Николай Ильич остался на Урале. Учительствовал в Косье Свердловской области, стал директором школы. Женился на Александре Соколовой, такой же, как и он, спецпереселенке из осташковских земель, с которой прожил в мире и согласии полвека. Вырастил двух дочерей, в семье одной из них, Ольги, завершил свой земной путь.

Подготовила Наталья Николаева

Добавить комментарий