Вспомним забытое

Опубликовано 22 Апр 2019. Автор:

В преддверии Дня Победы хотелось бы освежить некоторые моменты нашего прошлого, связанного с Великой Отечественной войной и вкладом осташей в Великую победу. Речь пойдет о железнодорожниках.

Всем нам хорошо известная железная дорога Бологое – Великие Луки сыграла немалую роль в обеспечении военных своими перевозками. В то же время, в связи с проведением Демянской операции, для доставки боеприпасов и эвакуации раненых возникла необходимость постройки дополнительной железнодорожной ветки.

Так, в марте 1942 года началось строительство узкоколейной дороги №311 от разъезда «122 км» действующей дороги до деревни Марёво Новгородской области. Общая длина ее составила около 120 км. Она строилась бойцами 30-й отдельной железнодорожной бригады с привлечением местного населения. Первый отрезок длиной около 70 км проходил от д. Свапуще через Волговерховье до д. Марёво.

Второй отрезок, длиной около 50 км начинался от разъезда «122 км» и проходил мимо озера Сабро, озера Яминец, через деревни Глазуны и Любимку. На этом отрезке было устроено 12 остановок. Попутно на этих остановках на поезд брали и перевозили жителей ближайших деревень. Паровозное депо находилось в д. Хитино, а на всем протяжении маршрута располагались временные станционные постройки, госпитали, пекарни. В Свапуще, на берегу Барутинской луки, были устроены 9 перегрузочных причалов. Таким образом, построенная узкоколейка охватывала практически все деревни западного берега Селигера. Она обслуживалась железнодорожниками Осташкова. В связи с ликвидацией Демянского котла и продвижением наших войск на запад в марте 1943 года дорога частично, а позже и полностью, была разобрана. Ее остатки и до сих пор можно увидеть в некоторых местах.


Всего же за все время боевых действий осташковские железнодорожники понесли существенные людские потери. Погибло 8 машинистов, 10 помощников машинистов, 9 кочегаров. Такую цену они заплатили за вклад в общую победу. Также хотелось бы отметить вклад зенитчиков, защищавших наш город. Поскольку Осташковский кожзавод был эвакуирован в Казахстан, а других важных стратегических объектов в городе не было, все силы атакующих немцев были направлены на бомбардировку станции и других железнодорожных объектов.

Наши зенитчики отстояли Рудинский мост, не позволили нанести большого урона локомотивному депо. Оно хоть и было разрушено на треть, но продолжало работать.
Поэтому было бы уместным установить в районе станции Осташков памятник зенитчикам, защищавшим наш город. Это могло бы быть зенитное орудие времен Великой Отечественной войны, установленное на постаменте с указанием того воинского подразделения, которое выполняло свой воинский долг в нашем городе. Еще один памятный объект, безусловно, обогатил бы нашу историю и послужил бы патриотическому воспитанию молодого поколения.


Николай Денисов,
старейший работник локомотивного депо ст. Осташков.

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.