Не так давно к памятным датам добавилась еще одна: 22 июня – День памяти и скорби. Все, что наши люди назовут борьбой с фашизмом, началось в этот день. Мир окутали черно-серые краски войны и алые пятна кровавых сражений.

В первые дни войны под грохот гусениц немецких танков и топот кованых сапог солдат Вермахта погрузилась в оцепенение наша страна. Но так было только в первое время. С огромными потерями в тяжелых боях отходили через леса и болота измотанные и израненные части Красной армии.
Уже 8 сентября 1941 года немцы захватили Исток Волги, бои шли в лесах вблизи озера Селигер. Сюда от западной границы с тяжелыми боями отходила 27-я армия генерала Н.Берзарина – будущего первого коменданта поверженного Берлина. За два с половиной месяца боев от 68 000 личного состава к берегам Селигера вышло чуть больше 10 000 бойцов и командиров, и здесь 27-я армия встала на смерть. Эти первые месяцы боев самые тяжелые, жестокие и беспощадные. Таких же армий, как 27-я, на арене фронтов от Баренцева до Черного морей были десятки. Потерь в тех боях практически никто не считал. Тем, кто выжил в военной мясорубке, было не до пропавших без вести – им бы страну поднять из руин, да детей и стариков спасти от голода и холода, но годы шли и свое взяли.
К концу 80-х годов прошлого столетия спасенные и выросшие дети вдруг потянулись на бывшие поля боев Великой Отечественной. Тогда еще не подошло время цинизма и вандализма 90-х годов. Я видела, как ребята и девчата ищут павших и пропавших в той войне. Как когда-то вместе собирали копейки на автобус, а дальше пешком до поля боя. Тяжелый страшный труд, короткий отдых и перекус — ссобойка из дома. Как искреннее сочувствовали и уважали нас, новоиспеченных поисковиков, местные жители и зачастую к нашему скудному столу приносили свои гостинцы. Это было 30 лет назад, и каждое доброе слово тех людей помогло выжить, встать на ноги, многое преодолеть. Поисковое движение в Осташковском районе возникло стихийно, обошлось без лозунгов, никто никого не объединял. Собрались единомышленники, которые решили, что победители и герои не должны лежать по воронкам, ямам и окопам на ими же освобожденной земле. Я обратилась в Осташковский горком ВЛКСМ, где первым секретарем была Любовь Петровна Белоусова. Нас услышали. Пошли звонки, согласования, устные разрешения (ни одного государственного документа на эту тему в то время не было). В Калининском обкоме ВЛКСМ нашли поддержку и помощь от Сергея Николаевича Балашова. По его инициативе поисковики из Торопца Владимир Соловьев и Сергей Бойков были направлены в помощь.
В конце 1988 года в Калининской области было уже несколько поисковых отрядов (Ржев, Торопец, Андреаполь, Старица). 3 января 1989 года к зданию военкомата в Осташкове подошла крытая армейская машина «Урал» Осташковской автошколы. В темноте загрузились в нее наши гости из Торопца, подростки военно-патриотического клуба «Резерв» средней школы №1 (руководители В. Морозов, В. Удалов), члены туристического кружка средней школы №1 (руководители Е. Фомичева, Е. Петрова ), «афганцы» В. Уткин, А. Семенов. Мастер по вождению автошколы Сергей Новиков вывез нас в район деревни Буковичи.
А за три месяца до этого в туристическом походе подростки средней школы №1 встретились в Буковичах с Л.И.Ильиным. С его рассказа началась поисковая эра в Осташковском районе. Уже пожилой мужчина рассказывал о солдатах, расположившихся в деревне в декабре 1941 года. Девятилетний пацан, проводивший отца на фронт, привязался к ним, и один из солдат, жалевший его как сына родного, подарил парнишке свою ушанку. «Вот эта ушанка ребята, всю жизнь в ней отходил, — рассказывал Леонид Иванович. – И как же страшно было, когда однажды немецкие самолеты прошлись над деревней. Одна бомба — прямым попаданием в дом, где располагались те солдаты, с которыми я так подружился». Он до сих пор в деталях помнит, как уложили погибших в одну из новых воронок из деревьев, постелив вниз шинели и накрыв ими солдат. Воронка оказалась в болоте: летом там все залито водой – рядом озеро Сиг. Если и искать то только зимой в морозы, когда можно передвигаться по болоту. 3-4 января группа энтузиастов предприняла первую попытку поиска этой воронки, хотя ходить по болоту, изрытому воронками, опасно и зимой. Из инвентаря только лопаты. Старшие проверяют болота, семиклассники тургруппы в снегу варят обед на костре. А снега в том году к январю выпало немало.
Спустя годы, уже работая в ЦАМО города Подольска, я нашла документ: «Штадив 358, оперсводка №4 штаполка1191Спицино 11.1.42. 18-00 «В 17.00 были налеты авиации противника Спицино-Буковичи. В результате чего сброшена авиабомба прямым попаданием в дом Буковичи, где находились 24 красноармейца, имеются раненые и убитые, количество уточняется». Удалось найти список девяти погибших солдат из Куйбышевской, Тамбовской, Орловской областей и одного из города Москва, которые до сих пор считаются пропавшими без вести. Самый старший — 1903 г.р. самый младший – 1917 г.р.
И сегодня место их упокоения — болотная топь. Да простят они тех, кто в далеком 1942 году похоронил их там, и нас, что пока ничем не можем им помочь.

Елена Моисеева,
командир НИВП «Поиск»
г. Осташкова

Добавить комментарий