О препятствиях на пути развития отрасли

Селигерский край славится чудными озерами, зелёными лесами, чистым воздухом, местными достопримечательностями. Посмотреть на всё это туристы и гости края приезжают в летнее время, так как именно в тёплое время года путешествовать по округу комфортнее всего. Ярко выраженная сезонность значительно замедляет течение туристической жизни в холодное дождливое или снежное время года.

Но сегодня речь пойдёт не о красотах Селигерского края и перспективах развития в нём туристического бизнеса, а о проблемах, которые обозначились в этой сфере. И хотя в последнее время со стороны государства уделено большое внимание развитию туризма, стимулированию малого бизнеса — мы ещё только в начале этого большого пути. Своими мыслями на этот счёт делится Татьяна Смирнова, директор туристической фирмы «Селигер-Вояж», которая вот уже шестнадцать лет работает на рынке туристических услуг, занимается приёмом туристических групп и индивидуальных туристов.

— За этот период интерес к Селигеру то поднимался, то снижался, — рассказывает Татьяна Юрьевна. — В 2010-2015 годах поток туристов был настолько большим, что группы не успевали обслуживать. Потом интерес к Селигеру стал падать — из-за плохих дорог и в силу объективных причин. Сейчас туризм переживает не лучшие времена в связи с пандемией. Групповой туризм отходит в сторону и приобретает всё более индивидуальный характер. Если раньше к нам приезжали целые автобусы по сорок человек, то теперь — микроавтобусы с наполняемостью до шестнадцати человек, а работа проделывается та же. А в связи с пандемией — последняя тенденция — индивидуальный туризм. К этому мы не готовы, так как работать с индивидуальным туристом сложнее, у него специфические вопросы, в этой работе — большие трудозатраты и здесь необходимы межличностное общение и умение подстроиться под человека. Экскурсовод отвечает за всё — за плохие дороги, некачественное питание, создание настроения гостям.

А для этого, в свою очередь, нужны подготовленные гиды и разработка новых маршрутов. И хотя теперь можно воспользоваться услугами аудиогида или сканировать QR-код, чтобы получить информацию об объекте, подача этой информации, несомненно, будет отличаться от того, как о том же объекте расскажет экскурсовод.

Иногда можно прочитать в соцсетях о том, зачем ехать на тот же исток Волги, когда всё можно узнать в интернете? Но реальное общение, воздух святого для многих места, неповторимость ауры — всё это можно ощутить, лишь приехав на Исток лично.

Команде осташковских экскурсоводов нужны молодые кадры. И готовить их надо начинать уже сейчас, так как это дело — не одного года. А молодёжь, к сожалению, рвётся в большие города в поисках работы, образования, медицинского обслуживания, развитой инфраструктуры и комфорта. Вот когда всё это будет в Осташкове, тогда и у туристического бизнеса начнётся новая веха.

— Что чаще всего интересует простого туриста?

— Интересует быт осташей, зарплата, жизнь в провинции и экскурсовод должен ответить на все вопросы максимально достоверно. Селигерские экскурсоводы — профессионалы своего дела, с шутками и изюминкой в рассказе они доносят информацию до гостей, тем самым оживляя экскурсии.

Самыми затруднительными экскурсиями, пожалуй, можно назвать городские.

Туристов интересует архитектура и, конечно, наиболее часто задаваемый вопрос о том, почему в городе такая разруха. Вопрос сохранения культурного наследия и исторически ценных зданий в малых городах стоит очень остро в масштабах всей страны. К сожалению, пока пытаемся сохранить, теряем последнее, что ещё осталось. И во время таких экскурсий гид должен провести группу по городу так, чтобы максимально избежать на своём пути неприглядные стороны города, не перегружая людей негативом и серыми красками. К несчастью, мы практически утратили всю историческую архитектуру, кроме храмов.

— Татьяна Юрьевна, на ваш взгляд, какие проблемы мешают развитию туризма на Селигере?

— Есть общие причины и причины туротрасли. Падение доходов населения приводит к тому, что при выборе отдыха туристы выбирают приоритеты и чаще всего предпочтение отдаётся Краснодарскому краю и Крыму. Одной из проблем назову отсутствие идентификации города. В последнее время в Осташкове много делается в плане благоустройства и комфорта, но для привлечения туристов этого недостаточно. Нужно больше зон отдыха, информационных центров в городском округе.

Что касается туристической сферы, то здесь большая проблема в привлекательности объектов. Если раньше Селигер привлекал туристов территориальным расположением, удивительной природой, то сейчас экскурсант стал более требовательным, он хочет почувствовать колорит местности, городу нужна узнаваемость. Нужны объекты, ради которых турист и приедет в Осташков, а также интерактивные программы, фестивали, знаковые события.

Сейчас неотъемлемой визитной карточкой города являются теплоходные экскурсии по Селигеру. И здесь — большое спасибо коллективу пристани за то, что выдерживает маршруты даже тогда, когда туристический поток снижается.

Много приезжает туристов с детьми и нам нечего им предложить. В этом направлении работает лишь краеведческий музей, в котором постоянно меняется экспозиция, разрабатываются новые формы работы. К этой работе нужно также подключать и учреждения культуры.

А в основном для туристов у нас — штатные программы и экскурсии.
Чтобы сделать город привлекательным, нужны кардинальные изменения и серьёзные денежные вложения, привлечение инвесторов, участие в госпрограммах, хорошие дороги, сертифицированные гостиницы, точки общепита, транспортная доступность.

Перспективы у региона есть, особенно у Селигерского края — географическое расположение, соседство с районами, в которых находятся объекты показа — Оковецкий ключ в Селижаровском районе, исток Западной Двины — в Пеновском и многое другое, а также природный фактор, культурные объекты — всё это располагает к развитию туризма, но, повторюсь, для этого надо привести в порядок инфраструктуру.

Также нужно развивать экологический туризм, он сейчас пользуется спросом. В межсезонье — это как раз то, что может заменить голубую гладь озера, уютный лес с пением птиц. Работу надо поставить так, чтобы люди, уезжая от нас в любое время года, увозили с собой яркие впечатления от радушного приёма и от увиденного, и чтобы это отражалось в положительных отзывах о Селигерском крае.

— Так чем ещё можно привлечь туристов в Осташков?

— Например, традиционным селигерским блюдом! Когда говорим о традиционной селигерской кухне, то почему-то на ум приходит селигерский рыбник. Но рыбник — удовольствие дорогое. Настоящий рыбник должен быть с настоящим, селигерским, судаком, а это не всегда возможно ввиду отсутствия промыслового лова на Селигере.

А ведь наверняка в кулинарных книгах наших бабушек и мам сохранились рецепты, по которым готовили вкуснейшие блюда только на Селигере. Нужно вытаскивать из домашних запасников оригинальные рецепты и воплощать их в жизнь. Кухня с местным колоритом — вот что нужно гостям Селигера.

И хотя предстоит немало потрудиться, чтобы угощать гостей селигерским рыбником, всё же двигаться в этом направлении надо. С этим успешно справились в Торжке, и теперь предлагают гостям узнаваемые пожарские котлеты, но на раскручивание бренда ушло лет пять.

Добавлю ложку мёда в бочку дёгтя — в городе есть объекты питания — их достаточно и большое спасибо предпринимателям, которые сумели удержаться на плаву в это непростое время, огромная благодарность гостиницам, с которыми мы успешно сотрудничаем и всем людям, которые заняты в сфере туризма.

Заканчивая нашу беседу хочу ещё раз вспомнить то золотое туристическое время, когда в экскурсионном «меню» было много пеших походов, на лодках и байдарках. Московские институты физической культуры присылали на Селигер инструкторов, которые водили походы. Были организованы пункты проката туристического снаряжения и инвентаря, точки отправления, в штате были подготовленные специалисты. В 80-90-х годах Селигер был туристической Меккой. И сейчас водный туризм имеет перспективы развития и должен развиваться. Я реалист, и прекрасно понимаю, что происходят изменения в туротрасли — внедрение интернета, новых технологий продаж туров, работа в соцсетях — всё это трансформация туристической сферы и мы должны учиться работать в новых условиях.

Селигерский край всегда жил и будет жить туризмом. Туризм был, есть и будет и от этого нам не уйти с нашим уникальным озером Селигер — жемчужиной России.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий