Престолы Петра и Павла

В рамках проекта редакции газеты «Селигер» по разработке большого путеводителя, мы отправились на съемки видеосюжетов, посвященных заброшенным церквям и часовням Осташковского городского округа.

Именно им было назначено стать маяками, ведущими сквозь живописные, но зачастую полузаброшенные деревни нашей малой родины.

Напомним, что в феврале мы посмотрели часовню на пустоши Зимница (посёлок Сиговка), церковь Успения в деревне Щучье и часовню Богоматери Троеручицы близ озера Глубокое на пути к Нило-Столобенской пустыни. На нашем сайте seliger-news.ru и в группе «Редакция «Селигер» социальной сети «Вконтакте» вы можете найти не только публикации, посвященные этим культовым и, увы, практически утраченным объектам, когда-то притягивавшим православных паломников, но и видеосюжеты, дающие исчерпывающее представление об их теперешнем состоянии.

Петропавловская церковь на Стерженском погосте

Как и в случае с колокольней часовни Богоматери Троеручицы, расположенной на пути к Ниловой пустыни, тут мы также можем быть уверенны, что маршрут к Петропавловской церкви на Стерженском погосте хорошо известен даже тем, кто саму церковь никогда не видел.

Почему так? Дело все в том, что расположена она на пути к ещё одной значимой и известной святыне нашего края – Истоку реки Волги.

На пути к Волговерховью по грунтовой дороге нужно свернуть налево и выбрать один из двух маршрутов – через деревню Новинка или Мосеевцы. Нам было интересно посмотреть на обе эти деревни, поэтому въезжали мы через Мосеевцы, а возвращаться решили через Новинку.
Проехав Мосеевцы насквозь, мы оказались на возвышенности. С неё открывался вид на погост, руинированную церковь и остров Иеловец с массивным деревянным крестом, обозначающим начало крестного пути по водам Волги. На противоположенном берегу просматривались заснеженные домики деревни Узгово.

Стерженский погост известен с XV века. На погосте тогда находилась деревянная церковь Петра и Павла. Сколько сменилось деревянных церквей до начала XIX века — неизвестно. Наконец в 1807 году началось строительство каменной церкви. Шло оно крайне медленно, денег постоянно не хватало. Окончательно Петропавловская церковь была построена лишь в 1822 году. Вероятно, подрядчиком строительных работ был осташковский мастер Петр Иванович Цепляев.

Каково качество работ, хорошо видно из рапорта Синоду архиепископа Тверского и Кашинского Антония: «…в придельном трапезном храме с давняго времени имеется по всю длину сводов значительная трещина, которая образовалась сразу по окончании кладки храма по вынутии кружал. Означенная трещина с течением времени… увеличивалась все более, а кроме ея появилось несколько боковых трещин…».

Композиция и план стерженской церкви совершенно не похожи на те, которые нам приходилось видеть в Осташковском районе. Завершал храм не восьмерик, а ротонда, перекрытая полусферическим куполом. В отдельных элементах читается приверженность стилю барокко, свидетельствующая о том, что проект здания был исполнен рукой незаурядного мастера, но осуществление его в натуре в данном случае происходило без участия архитектора. Все чуть-чуть тяжеловато, детали грубее, нежели в столичных постройках. Петропавловская церковь является самобытным памятником верхневолжского зодчества. К глубокому сожалению, ныне храм практически полностью разрушен.

Тяжелые двери руинированного храма давно закрыты, но мы пробрались внутрь через одну из многочисленных дыр в стене, оказавшись в той самой ротонде. Поднимаем голову и видим синее небо на том месте, где прежде был купол. Мимо груд кирпича аккуратно проходим в следующее помещение. В нём сохранилась кровля, но пол завален досками и кирпичами. Что удивительно, в этом, казалось забытом паломниками месте, на какой-то нелепой фанерной тумбочке в тусклом свете виднелись образа святых. Мы рассмотрели две иконы, напоминающие о здешних церковных престолах Николая Чудотворца, а также апостолов Петра и Павла. Всего церковь имела три престола. Помимо названных, здесь был еще престол Владимирской Божией Матери.

Возвращались, как и планировали, через Новинку. В середине XIX века здесь числилось 32 крестьянина, принадлежавших штабс-капитану помещику Петру Семеновичу Уткину и его жене Марии Кондратьевне. После отмены крепостного права в Новинке было 72 крестьянина и 12 дворов. В советское время в 1933 году в селе образовали колхоз «Стерж». Во время Великой Отечественной войны Новинку захватили немцы. В XX веке Новинка постепенно угасала: в 1950 году здесь оставалось 48 человек, в 1968 — 36, в 1998 — 5 пенсионеров. Сколько постоянных в Новинке сегодня – неизвестно. Но деревенька не выглядит совсем уж покинутой. Вероятно, летом в эти живописные места прибывают дачники и любители отдыха в глуши. Неподалеку от Новинки, на небольшом взгорье, стоит столпообразная деревянная часовня во имя преподобного Германа Столобенского, освященная в 2007 году.

Петропавловский погост (погост Кукорево)

К еще одной церкви, некогда имевшей престол апостолов Петра и Павла, мы отправились по наводке фотографа Ульяны Былевской – тоже большой любительницы забытых лесных троп, грунтовых дорог и уходящих в забвение поселковых цивилизаций, которые, как может ошибочно показаться, оставил даже Бог.

В двух километрах к северо-западу от деревни Жданово по направлению к деревне Липовец находятся погост и руины Петропавловской церкви 1794-1804 годов строительства. Церковь включена в список объектов культурного наследия района, как церковь Троицы Живоначальной в архитектурном стиле «классицизм».

Грунтовая дорога от Жданово до пункта назначения оказалась на редкость пристойной. Мы ехали по широко расчищенному и плотно укатанному снежному полотну. Интересно будет взглянуть на неё в летнем варианте. Само Жданово тоже скорее порадовало. Есть магазины, несколько кирпичных трехэтажных домов, построенных еще в 80-е, школа. Во второй половине XIX — начале XX века деревня относилась к Кукоревскому приходу — тому самому Петропавловскому погосту, в двух км, к которому мы направились.

Мы довольно быстро добрались до погоста. Он огорожен аккуратным деревянным забором с воротами. Церковь и кладбище находятся на возвышенности. Для удобства посетителей оборудованы перила и даже скамейки. Захоронения, как нам показалось, содержатся в порядке.
Теперь же о цели нашего визита. Каменная церковь на погосте была закончена в 1804 году и имела три престола. В холодной — Святой Троицы. В теплой — правый Святых апостолов Петра и Павла, левый Святителя Николая. Сегодня от церкви в сильно руинированном состоянии сохранилась только колокольня и частично стены.

И всё же с дороги, возвышаясь на заснеженном холме, колокольня выглядела впечатляюще. И какой же сюрприз нас ждал, когда мы прошли через колокольню и оказались на том самом месте, где должны были располагаться интерьеры самой церкви! Мы очутились в молодом еловом лесу. Это сильно нас впечатлило. Проходишь под аркой колокольню. Любуешься ярким солнечным светом, заполняющим её сквозь отверстие на месте, где должен быть купол. И, вдруг, оказываешься в тени густого леса, выросшего аккурат в границах, очерченных тем, что осталось от стен церкви. А за стенами — погост с одной высоченной и старой елью, которая может быть естественной причиной возникновения этого необычного и впечатляющего проявления природы, которая, как известно, не терпит пустоты.


Осматривая колокольню, мы обнаружили под ногами скованную льдом небольшую иконку Смоленской Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»). Не без труда её удалось извлечь. После, находка, которую мы восприняли как добрый знак и благословение на дальнейшее паломничество к забытым храмам, была помещена в нишу в стене.

Размышления в дороге

В наших коротких путешествиях к этим двум забытым церквям нам очень повезло с погодой. Светило солнце и, несмотря на сильный мороз, больших трудностей в дороге и во время съемок видеосюжетов мы не испытывали. Деревни, которые встречались на нашем пути в этот раз, также оставляли скорее приятное впечатление. У нас в планах — посещение еще двух культовых объектов, относящихся к выбранной нами тематике, но мы могли что-то упустить. Поэтому, пользуясь случаем, просим вас, наших читателей, указать нам, какие еще заброшенные и забытые церкви, часовни и другие объекты, являвшиеся когда-то центрами духовной жизни поселений, вы бы хотели видеть в наших сюжетах и путевых заметках.

Андрей РЯБОЧКИН

При подготовке публикации использованы материалы из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники Селигерского края»

Добавить комментарий