Про планы, мечты и молодых артистов
В Осташковском городском округе сегодня около 100 человек увлечены театральным искусством – это режиссеры, актеры, художники, костюмеры, свето- и звукооператоры, рабочие сцены. В минувшем году «Селигер» довольно много рассказывал о наших богатых традициях и истории развития театра. На этот раз в преддверии праздника мы собрались за столом в старинном здании Районного дома культуры, чтобы обсудить с режиссерами современное положение театра, поговорить о проблеммах, ну и немного помечтать.
В Осташковском городском округе сегодня около 100 человек увлечены театральным искусством – это режиссеры, актеры, художники, костюмеры, свето- и звукооператоры, рабочие сцены. В минувшем году «Селигер» довольно много рассказывал о наших богатых традициях и истории развития театра. На этот раз в преддверии праздника мы собрались за столом в старинном здании Районного дома культуры, чтобы обсудить с режиссерами современное положение театра, поговорить о проблеммах, ну и немного помечтать.
Во встрече участвовали несколько поколений режиссеров, олицетворяющих собой преемственность. Их связывает общая история любви к осташковскому театру. Это режиссер Театра чтеца Детской школы искусств им. И.К. Архиповой Людмила Ивановна Евсюкова, режиссер Осташковского Народного театра Сергей Евгеньевич Тихонов, режиссер Народного театра «Магия» Светлана Николаевна Павлова и режиссер образцового театра-студии «Спутник» гимназии №2 Мария Тихомирова.
— Мы довольно редко вот так встречаемся, — посетовали руководители театральных коллективов, — наш разговор справедливо было бы начать с упоминания тех, кто по тем или иным причинам не смог оказаться за этим столом. В Осташкове также работает театральный коллектив Дома детского творчества «Лукоморье», который возглавляет Наталья Ли. Свою дебютную работу на нашей сцене в прошлом году представил новый для нас театр «ВОКШАТСО», которым руководит Артём Черников. Стоит также упомянуть, что детский коллектив на острове Городомля сейчас возглавляет один из старейших актеров Осташковского Народного театра Антон Крылов.
— Вы имеете большой опыт и работали в разные времена, сегодня стало проще или сложнее? Есть какая-то своя специфика?
Светлана Павлова: «Я театром увлечена с раннего детства. Были сложные периоды, когда зрителей — человек 20 и сталкивалась с непониманием нашего ремесла со стороны на тот момент еще юных сверстников. Были периоды и бурного роста зрительского интереса к театру. Сейчас всё спокойно и стабильно. Есть зрители, которые стараются не пропускать ни одной постановки, и это приятно».
Людмила Евсюкова: «Я вижу по своим воспитанникам, что для них есть вполне ощутимая польза от наших занятий театральным искусством – они растут, развиваются, отлично умеют общаться… Но проблема в том, что молодые ребята теперь не возвращаются после учёбы в Осташков. И это очень обидно. За нашей спиной никого нет, кто пришел бы нам на смену. Я вынуждена покинуть нашу встречу, но мне бы очень хотелось обратиться к жителям Осташкова. Помните, красота и порядок зависят только от нас. Зачастую, к сожалению, люди только говорят, что любят театр и культуру, но по факту всё это идет на понижение. Понижаются требования к себе».
Мария Тихомирова: «В школе до сих пор не снят масочный режим, и дети практически лишены возможности выступать. А еще, имея образцовый театр-студию, мы не имеем подходящих условий для показа готовых работ. Очень бы хотелось оборудовать наш зал для этих целей. Что касается отношения к театру сегодня, то у меня есть ощущение, что наш зритель умеет вдумчиво смотреть. Он воспитан и требователен».
Сергей Тихонов: «Соглашусь, что ситуация сегодня стабилизировалась. Зритель искушенный и, по большому счету, это наше достижение. Мы стараемся делать вещи серьезные, интеллектуальные. К этому привыкают и не очень уже радуются пошленьким водевилям. А вообще, зал у нас почти всегда полный».
— Что для вас является критерием успешной работы? Спектакль удался, если…
Светлана Павлова: «Спектакль удался, если я чувствую удовлетворение от работы. Но мы люди требовательные к себе, и бывает это крайне редко».
Сергей Тихонов: «А я бы сказал так: спектакль удался, если зрители спорят. Оценки могут быть разные, но равнодушных быть не должно».
Мария Тихомирова: «Мы ставим себе задачу — создать взаимоотношения внутри коллектива. Может не все удаётся с самой постановкой, режиссер не очень доволен, но когда я вижу, что после премьеры ребята, обнявшись, плачут от пережитых эмоций и поддерживают друг друга… Это дорогого стоит.
Как-то мы пришли в школу репетировать новогоднюю постановку, но дверь гимназии оказалась заперта. Ключ почему-то не подходил. В какой-то момент ребята в серьез обсуждали вариант с приставной лестницей и окном туалета на втором этаже. Оно было открыто. Слава Богу делать этого не пришлось, но на сцену нас всех очень тянуло».
Светлана Павлова: «Да, здесь я соглашусь с Марией – взаимоотношения внутри коллектива важнее оценок жюри и наград».
— Выбор материала – одна из сложнейших задач для режиссера. Предположим, что вы никак не ограничены в выборе, какие пьесы вам кажутся сегодня наиболее актуальными?
Сергей Тихонов: «Из того, что я когда-то замышлял – это «Осадное положение» Альбера Камю. Пьеса о проблемах тоталитаризма и насилии над душой человека. Актуально всегда, но сейчас особенно. Прозвучало бы очень сильно».
Мария Тихомирова: «Классика! Всегда в ходу, но в нашем школьном театре сложно ее поставить. Нужны костюмы, подходящий состав… ».
Светлана Павлова: «Я — за хороших авторов, но отталкиваюсь также и от своих возможностей. Хочется доносить детям какие-то светлые и простые вещи, но при этом, в оригинальной, необычной форме. Вероятно поэтому я особенно люблю драматургию Евгения Шварца».
Единогласно режиссеры отметили, что сегодня проблема выбора хорошей драматургии стоит особенно остро. В огромном потоке материалов в сети Интернет очень много такого, что просто читать невозможно.
— В этой связи закономерный вопрос: над чем же вы сегодня работаете?
Светлана Павлова: «У меня есть две готовые постановки, которые мы еще хотели бы показать зрителям этой весной. Это «Одна ночь» и «Кукольный город» Евгения Шварца. А из нового – начнём работу над детской сказкой «Жила-была сыроежка» Валерия Зимина».
Мария Тихомирова: «У нас пока только планы. Мы задумывали «А зори здесь тихие», но не сложилось. Пока что-то обещать и устанавливать даты в условиях действующих в гимназии ограничительных мер мы не можем».
Сергей Тихонов: «В апреле мы будем еще раз повторять спектакль «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова. Параллельно ищем что-то новое. Возможно, это будет классика».
— Мне сегодня удалось немного пообщаться с молодыми актерами – вашими воспитанниками, и возник вопрос: это всегда какие-то особенные дети, обладающие развитым чувством эмпатии и врождённым талантом?
Светлана Павлова: «Изначально это совсем не обязательно так. Единицы приходят сами, потому что решили заниматься театром. И так было всегда. Некоторых приводят за руку родители или друзья. Естественным образом происходит фильтрация. Остаются те, кому это действительно интересно. Это могут быть очень разные ребята. Есть такие, кто родился органичным и одарённым от природы. Есть те, кому природой дано мало, но они хотят заниматься и делают это с усердием».
Мария Тихомирова: «Да, а еще часто можно наблюдать, как человек с врождёнными способностями в конечном итоге уступает тому, кто не имел такого таланта, но усердно занимался и работал над собой».
Сергей Тихонов: «Да, работать над собой надо. Это важно, ведь театральное искусство – это тоже ремесло, которому нужно учиться».
— Должны ли молодые актеры много читать?
Сергей Тихонов: «У читающего человека во время работы над ролью включаются мозги, и это важно. Он создает более достоверный образ. Чем шире диапазон начитанности, тем больше набор инструментов для работы над ролью. Отмечу также, что все профессиональные актеры – это люди с высшим образованием. Это неслучайно».
— Учитесь ли вы сами чему-то у молодых актеров?
Сергей Тихонов: «Конечно. Смена поколений всегда чревата взаимовлияниями. Каждое новое немного не похоже на предшественников. Мы растем и молодеем душой вместе с нашими воспитанниками».
— Представьте, что вы не ограничены рамками бюджета и могли бы сделать что угодно для развития театрального искусства в Осташкове. Чтобы вы сделали? (здесь к разговору подключается директор Районного дома культуры Юлия Смирнова).
Юлия Смирнова: «Я бы хотела, чтобы наше здание немного расширилось. В этих стенах нашим многочисленным коллективам уже тесно. Они трещат по швам, в том числе в прямом смысле. Не хватает материальной поддержки. Мы не можем приобрести костюмы. А главное, нам необходимо обновить механическое верхнее оборудование сцены. В прошлом году, до повышения цен, оно стоило порядка 13 миллионов рублей.
Светлана Павлова: «У нас много проблем и желаний, но современное оборудование сцены Районного дома культуры открыло бы новые возможности».
Мария Тихомирова: «Мои мечты всё об одном – хотя бы оборудование для затемнений на окна актового зала гимназии, чтобы можно было показывать спектакли не слишком поздно».
Юлия Смирнова: «Мы надеемся, что найдутся меценаты, потому как местный бюджет, конечно, не потянет дорогостоящее оборудование для сцены. Вспомните, история нашего театра начиналась с меценатства. Это хорошая, но давно забытая традиция. При дополнительной поддержке мы могли бы создать действительно мощное театральное сообщество».
— 27 марта вы будете отмечать Всемирный день театра. Уже известно в каком формате?
Юлия Смирнова: «Мы пригласим все наши коллективы. Будет небольшая праздничная программа. Вспомним важные даты. Затем, вероятно, проведем квест-игру. А после — застолье с чаем и традиционными пирогами.
— Спасибо за интервью. Поздравляю с наступающим профессиональным праздником и желаю, чтобы вы обрели так нужные вам сегодня поддержку и покровительство. Успехов!
Андрей РЯБОЧКИН