В узком коридорчике Дома детского творчества в ожидании начала занятий скопились мальчишки и девчонки разных возрастов.

Усердие и труд приводят к удивительному результату

— Не пускают? — спрашиваю.

— Надо подождать, кабинет занят, — отвечают.

Ждём вместе. По коридору разливаются тоненькие детские голоса, у ребят — переменка. В разные объединения сюда приходят и совсем малыши, и детки постарше. У всех — свои увлечения.

Я же пришла пообщаться с преподавателем и ребятами из объединения «Деревянное кружево», в котором мальчишки и девчонки, а также их родители занимаются резьбой по дереву. Про девчонок и родителей — это не только слова из известной песенки, но и факт. Мнение о том, что резьба по дереву — это чисто мужское занятие, разбито в пух и прах за дверью кабинета, в котором из деревяшек делают удивительные вещи.
И вот дверь открывается, из кабинета выходят воспитанники авиамодельного кружка. У них занятия закончились и теперь рабочие места займут подопечные Сергея Валерьевича Рязанова, педагога дополнительного образования в Доме детского творчества. Он-то и обучает резьбе по дереву два с лишним десятка юных осташей.

На Селигер приехал из города Подольска Московской области. Работал в школе ЗАТО Солнечный и сиговской. Сейчас основное место работы — Осташковское лесничество, где трудится помощником лесничего.
Занятия начинаются с того, что к педагогу выстраивается очередь из ребят и девчат, которые выполнили домашнее задание и теперь желают получить следующие указания.

Первым в очереди — Никита Яковлев. Педагог делает для него заготовку под ложку. Сначала на бруске рисует ложку, потом объясняет, что Никита в первую очередь должен сделать с бруском.

— Берёшь пилу, отпиливаешь брусок вот здесь. Возьми богородицкий резец и отсеки всё лишнее. Но сначала можешь сделать вот такие подпилы, чтобы потом было удобнее убрать всё лишнее.

Получив задание, Никита отправился в уголок, где отведено местечко под работу с пилой и вот она зазвучала под не очень уверенной мальчишеской рукой.

Матвей Боровицкий показал свою работу — разделочную доску, которую украсил геометрической трёхгранной резьбой.

Сергей Валерьевич внимательно осмотрел изделие.

— Теперь бери резец — убирай зацепы, потом зачищай наждачкой.

Матвей занимается в объединении первый год, а получается довольно неплохо.

Следующей подходит Саша Уварова, она вырезает миниатюру, на которой изображён пейзаж.

— Вот эту гору прорезаешь посильнее. Твоя задача — показать, что одна гора находится за другой и камень выводи на первый план, — педагог рисует на миниатюре стрелочки, показывая, в каком направлении нужно работать резцом.

В течение занятия Саша не раз подойдёт к мастеру посоветоваться, и он терпеливо и доходчиво объяснит все действия при выполнении миниатюры.

У Алёны Прокофьевой изделия из дерева получаются не хуже, чем у парней

Иван Николаев решил вырезать бледную поганку. Но наставник доходчиво объяснил ему, почему это невозможно.

— Ты бледную поганку видел, Ваня? С такой крупной заготовкой тебе работы года на два. У неё ножка тоненькая, да и расстояние слишком высокое, а ещё нужно вырезать грибную юбочку. Советую изменить решение и вырезать боровичок.

Ваню педагог убедил, и мальчик отправляется в тот самый уголок, где освободилась пила. Для будущего боровичка заготовку надо подкорректировать.

Для работы с изделием следующему ученику следует поправить резец. Правка резца отличается от заточки. Заточка требуется в случае, если лезвие резца откололось, а правка — это удаление заусенцев, которые мешают резать. Она проводится на заправочной доске, брезентовом или кожаном ремне с пастой ГОИ.

Педагог детально показывает, как нужно править резец, объясняя про угол, под которым следует проводить правку.

И вот, наконец, задания все получили и каждый занят своим делом.
— А сами-то вы где научились этому ремеслу? — спрашиваю педагога.
— Всё началось с уроков труда в школе, там я и узнал, что это такое — резьба по дереву. Потом записался в кружок в Дом пионеров, где освоил геометрическую трёхгранную резьбу. Но было огромное желание двигаться дальше в этом направлении, а тех знаний, которые давали в Доме пионеров, уже было недостаточно.

В то время я ездил в Москву на курсы для поступления в педагогический университет. Решил поездки сделать более плодотворными — нашёл в столице центр творческого развития детей, где и освоил другие виды резьбы.

Педагогическое образование получил, но не в Москве, а в Торжском педагогическом колледже. Позже окончил Академию РАНХиГС, в которой изучал эффективное муниципальное и государственное управление. Так что я ещё и дипломированный управленец.

После того, как сменил работу в Осташкове и перешёл из школы в лесничество, окончил курсы переквалификации.

— С чего начинаются первые шаги в объединении?

— Новички набивают руку. Я даю им образцы геометрических фигур, и они на листке бумаги в клеточку с помощью линейки рисуют такие же фигуры. Как только рука начнёт уверенно ходить по листку, я предлагаю те же действия выполнить на белом листе бумаги. Если дети рисуют ровно, то значит, можно переходить к работе с деревом.

Наш разговор ненадолго прерывается; с заготовкой под брелок к педагогу подходит Лилиана Трандина. Сергей Валерьевич рекомендует подрисовать, увеличить некоторые элементы, так как при резьбе они могут отломиться.

Ребята усердно трудятся — Семён Сычёв вырезает разделочную доску, старательно работая резцом. Над своими изделиями склонились Иза-
белла Веригина и Иван Чумаков.

В процессе обучения проходят несколько ступеней. Начинают с геометрической трёхгранной резьбы, изучают скобчатую, несколько видов плоско-рельефной, потом дело доходит и до фигурок, по виду приближённых к статуэткам. Конечный итог — скульптурные фигурки. Некоторые осваивают и технику прорезной резьбы, её ещё называют сквозной. В такой технике изготавливают наличники на окна.

Лилиана, тщательно прорисовав все детали, снова подходит к педагогу. Она готова выпиливать отверстия в будущем брелоке. Мастер берёт в руки миниатюрную дрель и просверливает в заготовке несколько отверстий, за которые будет цепляться лобзик.

— Эту работу мальчики выполняют резцами, но у девочек руки слабые, сил не хватает. Им с лобзиком легче справиться. Девочек у нас в объединении мало, поэтому мы их жалеем.

Жаль, что сегодня нет моих «старичков», ребят, которые ходят ко мне не один год. Многие мои подопечные — всесторонне развитые ребята. Они занимаются в спортивных секциях, музыкой — в Детской школе искусств. Бывает, придут ко мне на полчасика, потом бегут в спортивную секцию, а через час снова ко мне возвращаются. И ведь всё успевают и во всё вникают. Вот, посмотрите, Изабелла пришла на резьбу со скрипкой, — улыбается педагог.

Пока ребята заняты, мы продолжаем разговор. Сергей Валерьевич говорит о дороговизне увлечения. Цена на резцы, которыми работают ребята, начинается от шестисот рублей за штуку. Посерьёзнее — от тысячи рублей. Есть определённые трудности и с заготовками для будущих изделий. Вроде и лес кругом, но липой никто не занимается. А так как Рязанов общается со многими резчиками со всей России, то из разных регионов страны шлют ему необходимый материал, что-то приобретает у владельцев местных пилорам.

Мечта педагога — найти спонсоров, которые помогли бы приобрести наборы резцов для занятий. Небольшим подспорьем является то, что Дом детского творчества оказывает платные услуги и, пользуясь такой возможностью, взрослое население Осташкова приходит на мастер-классы в разные объединения.

Вот и к Сергею Валерьевичу пришли две горожанки, одна из которых ходит на занятия вместе с дочерью. Сначала студентка Осташковского колледжа Алёна Прокофьева увлеклась резьбой по дереву. А когда мама увидела, как здорово получается у дочери, то и сама загорелась желанием научиться этому мастерству.

Ребята много и плодотворно работают. В 2021-2022 учебном году воспитанники Рязанова приняли участие в многочисленных конкурсах и выставках — всероссийских и международных, и в 20 из них заняли призовые места.

Василий Смирнов и Михаил Антонов заняли первые места в выставке, приуроченной к празднику выпускников «Алые паруса», проводимом в Санкт-Петербурге.

…Матвей подходит со своим изделием к педагогу за советом.
— Здесь шкуркой не возьмёшь — подбирай резцом. Внимательно просматривай каждый элемент, — порекомендовал наставник.

Следом — Никита с заготовкой, в которой уже просматривались очертания ложки.

— Возьми пилу… Подрежь под углом… Здесь ножом срежь…
Наша встреча подошла к концу. Я прощаюсь с педагогом и его подопечными. Уходя, закрываю за собой дверь мастерской, в которой создают чудо педагог и его ученики.

Ирина ТИНУС

Фото из архива объединения «Деревянное кружево»

Добавить комментарий