Недавно на страницах газеты мы рассказывали об открытии художественного салона на Ленинском проспекте. А знают ли наши читатели, что на территории округа в живописном селе Никола Рожок уже шесть лет работает частная галерея с функциями гостевого дома для художников? Её владелец Игорь Лохматов, помимо прочего, старается привлечь внимание к проблемам сохранения архитектурного наследия Осташковского городского округа.

О существовании этой галереи мы слышали, но побывать в ней прежде не довелось. Когда нам стало известно о еще одной важной социальной миссии, мы почувствовали, что уже не вправе пренебрегать возможностью личного знакомства. Так в понедельник, виляя по узким дорожкам мимо высоких заборов в селе Никола Рожок, я оказался у церкви Успения Пресвятой Богородицы. Припарковался у здания бывшей Слободской школы, в которой ныне и располагается галерея. 

Никола Рожок в предвоенные годы являлся излюбленным местом «дачного сидения» и творческого общения известных деятелей науки и искусства. Информация об этом содержится в воспоминаниях и публикациях разных авторов. В частности, в вышедшей в 2014 году в Чикаго книге Татьяны Белогорской «Селигер: от рассвета до рассвета». В сентябре 2014 в здании бывшей Слободской школы стала действовать художественная галерея. Основную часть экспозиции составляют работы художников Кипарисовых, рождённые здесь и досконально запечатлевшие пейзажи окрестностей. 
У здания бывшей школы меня встретил хозяин галереи. Мы прошли внутрь, и оказались в выставочном зале, который напоминал сокровищницу. Не берусь сказать, сколько картин меня окружало. Какие-то были упакованы в коробки, другие таились в смежной комнатке. Охватить все взглядом было невозможно. 

— Гостей у нас бывает много, — сообщил Игорь Анатольевич. — Туристы прибывают на теплоходе и приезжают автобусами. Они посещают храм Божий, а затем приходят в наш маленький храм искусства. А вот осташи здесь — большая редкость и, почему-то, как и вы, приезжают в основном под осень. 
Пока я разглядывал холсты и репродукции работ Кипарисовых, Игорь Лохматов неспешно рассказывал об этой чете художников.   

— Селигер вошёл в жизнь Татьяны, когда ей было около двух лет. Летом 1932 её мать и отец сняли пустующий класс в рожковской школе. Отец во время летнего отдыха подрабатывал на Барановской верфи инструктором по плаванию на яхтах. Основной же специальностью его была архитектура: он принимал участие в проектировании ВДНХ и Дворца Советов. Выбор профессии для его дочери был предопределен – она будет только архитектором! Подружившись с Алексеем Кипарисовым, Татьяна и его убедила, что надо пойти учиться в архитектурный институт, поскольку архитектура – удачный сплав науки и искусства. В 1951 году Татьяна и Алексей поженились. В том же году они впервые оказались на Селигере в этих краях. К лету 1959 года завершилось строительство их дома на Никола Рожке. Сколько с тех пор было исполнено пейзажей – и не сосчитать. Излюбленная техника Татьяны – акварель. Её рука точно и быстро кладёт мазок на бумагу, картина рождается прямо на глазах… Алексей – мастер масляной живописи. Его картины требуют сосредоточенности, глубоких раздумий, многочисленных эскизов и зарисовок…   

Татьяны не стало в 2014 году, но открытие галереи она успела застать. Её супруг Алексей ушел из жизни год назад, немного не дотянув до своего 90-летия. Он продолжал работать до конца и привозил в галерею каждый год по пять-шесть новых работ. 

Жизнь художников Кипарисовых в Никола Рожке, по словам Игоря Лохматова, протекала в гармонии с природой, но в неизбежных противостояниях с непочтительными ко всей этой окружающей красоте гостями. День и ночь Татьяна сновала по берегу и “нападала” на туристов, если те рубили деревья, мусорили, жгли костры… Она была непримиримым блюстителем порядка. Берегиней этих мест. При этом туристы с Кипарисовыми дружили. К замечаниям относились с пониманием и даже помогали поддерживать порядок.   

Галерея «Открытый дом» расположена в проблемной зоне, где остро пересекаются интересы потенциальных застройщиков и лиц, пытающихся отстаивать особый статус Никола Рожка не только как памятника археологии, архитектуры, духовности, но и как уникальной ландшафтной достопримечательности. Вся деревня после ухода из жизни Кипарисовых пытается поддерживать порядок на территории, но сил и энергии ушедших художников недостаёт. Включился в эту борьбу и Игорь Лохматов. 

Гостеприимный хозяин галереи о себе рассказывал неохотно, предпочитая, чтобы на первый план выходили не его персона и заслуги, а художники, для которых создавался и обустраивался этот «Открытый дом», и их работы. И все же что-то выяснить удалось. 

Игорь Анатольевич Лохматов прибыл к нам из Санкт-Петербурга, где большую часть времени и проживает. По первому образованию — биолог, по второму – психолог. Его всегда неудержимо тянуло к воде. Так до 1994 года Лохматов работал с морскими млекопитающими на Кара-Даге. Позже он нашел созвучия с теми местами и на Селигере, где впервые в качестве туриста оказался в начале 90-х. Стоит упомянуть, что вторая специальность Игоря связана с восприятием сложных образов. 

— С Кипарисовыми я познакомился случайно, — вспоминает Игорь Лохматов. – Здесь же, в Никола Рожке, как и многие туристы. Мы много общались. Дружили. Идея галереи, конечно, родилась при их жизни. Мне стало жалко это здание, которое превращалось в руину. Несколько лет я приводил его в порядок. Ровно шесть лет назад двери галереи впервые открылись для посетителей. Мы стали приглашать к сотрудничеству художников, которые также вдохновляются красотой селигерской природы. Кипарисовы никогда не были ревнивыми.   

Сегодня художники и обычные посетители галереи отмечают особую творческую атмосферу, которую составляют: уникальная красота места; близость величественного Храма, настраивающая на экзистенциальный лад; общий высокий уровень работ, заданный творчеством Кипарисовых; разнообразие художественных направлений… 

Свое место в экспозиции занимают лирические пейзажи посетивших эти места аквалеристов из Архангельска Юрия Ломкова и Марины Денисовой; одухотворенные полотна Марии Туриной; сходные по технике, зачастую парадоксальные, работы Натальи Трубиной; виртуозная графика Виктории Третьяковой. Круг художников расширяется с каждым годом. 

Как я уже успел упомянуть вначале, мне было любопытно пообщаться с галеристом и на связывающую нас тему сохранения объектов культурного наследия, формирующих облик Осташкова. Игорь занимается созданием полного фотографического каталога памятников архитектуры Селигерского края. Материалы по современному состоянию памятников предоставляет в управление по охране памятников в Твери. Также он надеется, что некоторые работы художников заставят задуматься неравнодушных туристов и местных жителей о ценности нашей истории и архитектуры.   

У Игоря Лохматова есть идея: организовать в Осташкове выставку работ Марии Туриной. Для экспозиции отобрать её полотна, на которых запечатлены наши руины. А дополнить идейное содержание выставки можно её причудливыми человекоподобными рыбами. Картины на эту тему заставляют задуматься о молчаливости, хладнокровии этих существ, но в то же время призывают попробовать услышать их. 

Обменявшись мыслями насчет спасения наших многочисленных руин, мы договорились поддерживать связь и помогать друг другу в общем деле, после чего попрощались. Попрощались, вероятно, до весны. 

Галерея «Открытый дом на Никола Рожке» принимает посетителей с мая по сентябрь.   

Андрей РЯБОЧКИН 
При подготовке публикации использованы материалы галереи «Открытый дом» 

Добавить комментарий