Новый шаг художника в постижении гармонии мира

Как уже сообщал «Селигер», в художественной галерее начала работать выставка Александра Кирьянова. Сегодня мы с живописцем проведем небольшую экскурсию.

Прежде чем состоялся вернисаж, собравший многих друзей и коллег по творческому цеху, Александру Александровичу пришлось дважды серьезно огорчиться. Во-первых, выставка должна была быть приурочена к его юбилею, который отмечался год назад и, как предполагалось, в ней участвовали бы и его внучки. Но – пандемия, карантин. Нынче до последнего надеялись, что часть из богатого собрания картин художника на Ниловой пустыни часть будет предоставлена для осташковской выставки. Но – из-за смены священноначалия в монастыре процедура усложнилась, и в итоге пришлось обойтись без этих достойных полотен.

Тем не менее, экспозиция впечатляет. Два зала: один живописных работ; их более 40, и столько же – графические работы, выполненные в различной технике.

Александр Кирьянов – человек ищущий и исключительно трудолюбивый. Поэтому ежегодно он удивляет своих поклонников новизной – техники, тематики, цветовой гаммы, композиционных решений. Нынче мы увидели совершенно другого Кирьянова – художника-философа.

— Выставка называется «Единение» — так же, как и одна из новых картин, которая сразу на себя обращает внимание и заставляет «зависнуть» в размышлении. Лицо ребенка – и руки. Каков был замысел?

— Прообразом героини послужила моя маленькая родственница. Глаз случайно выхватил бережное прикосновение женских рук к ребенку – и вдруг родился сюжет. Входящего в жизнь человека оберегают руки матери, руки духовного пастыря, руки рабочего человека, а может быть, далекого предка? В единении — сила, основа цивилизации.

— Практически рядом с этим полотном – еще одно, возле которого хочется стоять долго, борясь с комом в горле и непрошеными слезами. Картина так и называется — «Праздник со слезами на глазах».

— Этот сюжет родился случайно и неслучайно. Лет пять назад 9 мая сквозь молодую листву деревьев парка я увидел шествие. И представил, что на эту мирную, расцвеченную флагами демонстрацию смотрят те, кто подарил ценой жизни этот праздник – День Победы. Так на первом плане появились образы солдат Великой Отечественной – молодых и бывалых, рядовых и офицеров, представителей разных родов войск.

— Как уже сказали, на выставке не оказалось работ, написанных вами специально для Нило-Столобенской пустыни. Но все-таки ее образ здесь есть – как духовный символ, как неотъемлемая часть селигерского пейзажа.

— Да, монастырь – это неиссякаемый источник вдохновения, творческих поисков. И каждый раз я пытаюсь по-новому отобразить свое отношение к святыне через цвет, свет, состояние природы. Думаю, что посетители выставки смогут сравнить несколько представленных работ с изображением обители.

— Живописные работы с сюжетом – нечастые гости наших выставок; все же преобладают пейзаж, натюрморт, редко – портрет. Вы порадовали в этот раз нас и «сюжетом». Вот замечательные, солнечные «Подружки»…
— Немного таких работ, но все-таки… «В лесу» — это скорее передать состояние воздуха, игру теней; то же — и в сюжете о знойном полудне на берегу озера…

— И вот контрастом к летней теме – спокойная, теплая золотая осень нашей средней полосы, и припорошенные первым снегом кисти рябины, несобранные розовобокие яблоки; серенькая зима, готовая обернуться оттепелью. И вдруг – нездешнее, лаконичное, даже кажется слепящее сквозь полотно снежное поле с едва заметными не то перемётами метели, не то тропинками…

— Это отсыл к моим детским воспоминаниям; ведь я вырос на Севере, в Магаданской области. Работа называется «Безмолвие».
— Перейдем в зал графики. Здесь, в отличие от «живописного» раздела, где, в основном, работы, выполненные в последние три года, — некая ретроспектива. Насколько же хороша, разнообразна подборка! И тематикой, и техникой.

— Я хотел показать возможности техники в этом виде изобразительного искусства, а это карандаш, тушь и перо, уголь, линотипия, «сухая игла», линогравюра. Здесь показаны одни из первых моих работ, относящиеся к 1990-м годам, и более поздние. Вот серия гравюр на пластике – иллюстраций к роману Н. Шундика «Белый шаман», городская серия, есть монастырская, а также отражающая состояние природы. В этом же зале расположены работы, выполненные в смешанной технике, — на бересте. Это очень благодарный материал, и здесь художник выступает со-творцом природы, которая причудливо разукрасила ствол самого русского дерева – березы…

— То есть, в этом тоже отражается название выставки – «Единение». Уверена, что посетителей не оставят равнодушными эти работы! Особенно хотим обратить внимание на «Лесную сказку». Интересно, многие ли поймут, что перед ними триптих? Впрочем, каждая из работ достойна пристального изучения и оценки. Поздравляем вас, Александр Александрович, с очередным успехом и желаем плодотворной творческой деятельности!

— Спасибо. Приглашаю осташей и гостей города в художественную галерею на выставку; она будет работать до 31 июля.

Наталья Николаева

Добавить комментарий