Это один из самых древних способов нанесения рисунка на ткань. Кубовая — потому что окрашивание происходило в чане, который назывался куб.
Кубовая набойка
Искусство украшения тканей, как свидетельствуют исторические документы, существовало на Руси уже в XII веке. Сведения о времени возникновения тверской набойки отсутствуют. Это производство, развитое в XVI веке во многих городах России, существовало и в Тверском крае, а в XIX веке это ремесло получило широкое распространение в губернии.
Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, порты, кафтана) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды, как подкладочный материал и для различных предметов обихода (скатерти, занавесы, матрасники). В XIX столетии тверские мастера повсеместно производили кубовую набойку с белым узором, нанесенным «резервом» (составом, предохраняющим рисунок во время окраски холста). Печаталась она холодным способом и отличалась прочным крашением. Мастеров по набойке называли: «синила», «синильщик», «синельник», «крашенник».
В Осташкове проживали потомственные красильщики Пимешковы.
Набойку, по-местному «узоры», наносили на ткань вручную при помощи резных набойных досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушкой», «печатали» или «отбивали узор». «Вапа», просыхая, пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые просветы рисунка. После просушки «лощилом», то есть округлым стеклом, наводился глянец.
Доски для набойки (их у мастеров было от пятидесяти до ста штук) изготавливали специалисты «манерщики» и реже — сами красильщики. Обширная коллекция досок была у Пимешковых.
Кубовая набойка XIX века выполнялась в различных оттенках синего цвета – от глубокого темного до более светлого. Иногда она дополнительно расцвечивалась масляными красками. В многоцветной осташковской набойке Пимешковы в конце XIX века наряду с масляной краской использовали и другие красители.
В тверской набойке XIX века особенно широко были распространены простейшие мелкие узоры из однородных или двух гармонирующих друг с другом мотивов. Подавляющая часть образует растительные мотивы: несложные узоры из трав, листьев, веточек, цветов, в которых проявляется удивительная способность народного мастера тонко воспринимать красоту окружающей природы, его высокое умение искусно подмечать самые характерные черты, приобретающие в образцах набойки силу подлинного художественного обобщения.
Центр набивного дела
Тверская губерния была крупным и значительным центром набивного дела в России, славившимся своими образцами. Ремеслом занимались мастера — набойщики или крашенники, которые с помощью резных набойных досок вручную печатали узоры на холстах.
Набойные доски изготавливали мастера-резчики по дереву. Искусство изготовления набойных досок передавалось из поколения в поколение, однако сведений о мастерах-резчиках значительно меньше, чем о набойщиках. Одним из крупных центров изготовления манер была Горицккая волость Тверской губернии.
Массивные набойные доски XVII-XVIII столетий, так называемые цвЕтки, размерами 51,9х21,6х3,2 или 34,2х49х4,2 сантиметров, что соответствует ширине холста. Плоскорельефный узор вырезался на этих толстых досках, например, на тверских цветках, с двух сторон. Обычно на одной стороне доски выполняли крупный типичный полосатый «дорожчатый узор» или «дороги», с розетками в крупных овалах либо с пышными, свободно изогнутыми тюльпанами. Эти четко обрисованные мотивы сохраняют характерную для XVII века плотность и выразительность.
На другой стороне цветка мастера вырезали более мелкий густой геометрический орнамент из ромбов с четырехлепестковой розеткой или звездочкой, предназначенный для подкладочных тканей. Эти узоры печатались чаще всего черной масляной краской. Ею с помощью кожаной подушки покрывали доску, затем накладывали на нее предварительно смоченный холст и, прокатив скалкой, получали оттиск.
С развитием кубовой набойки форма и размеры набойных досок меняются. Они становятся меньше, так как на них вырезают только основной раппорт рисунка, то есть повторяющая часть преимущественно простого мелкого растительного узора.
Изготовление таких досок требовало от специалистов-манерщиков большого мастерства. Почти квадратные и довольно высокие (8,7х7,7х3 или 19,2х18,1х4 сантиметров), они составлялись из нескольких плоских, предварительно хорошенько высушенных кусков дерева. Манеры склеивались обычно их трех слоев, причем брали древесину разную: твердую – груши и ореха, а для средней части более дешевую – сосны, ели, березы, липы. Затем все стороны формы опиливали под углом 45-60 градусов, а на боках делали две выемки для ручного захвата при работе набойщика.
Манеры XIX века были трех видов. Первоначально на лицевой стороне вырезался традиционный плоскорельефный узор, а укрепленные по углам доски гвозди – иголки обозначали границы рисунка. Затем появился смешанный рельеф, в котором резьба по дереву искусно сочетались с отдельными металлическими частями – поставленными на ребро и плотно сбитыми в доску узкими полосами красной меди. Постепенно в манерах печатающими элементами стали только металлические части. Основные контуры рисунка делались из прямых или изогнутых пластин, а для наиболее мелких ажурных деталей узора употреблялась различного диаметра медная проволока, которая наподобие крохотных гвоздиков вбивалась в просверленные в древесине отверстия. Лишь изредка отдельные элементы для набойки каймы и центрального кругового мотива скатертей вырезались из дерева.
У каждого мастера-красильщика было от 50 до 100 манер, которые бережно хранились, подновлялись и передавались по наследству. Большой интерес в собрании Загорского музея-заповедника представляет богатая коллекция (около 300 штук) набойных досок из красильного заведения Пимешковых в Осташкове. Она принадлежала целому поколению потомственных мастеров набойки.
В Осташковском краеведческом музее можно пройти мастер-класс по верховой набойке. Предварительная запись по телефону 5-16-46.
Татьяна МИРОНОВА, старший научный сотрудник краеведческого музея
При подготовке статьи использованы материалы из книги Л.Э. Калмыковой «Народное искусство Тверской земли»