К 100-летию со дня рождения Ирины Константиновны Архиповой

2 января грядущего 2025 года нас ждет по-настоящему знаменательная дата – 100 лет со дня рождения советской и российской оперной и камерной певицы, педагога, общественного деятеля, профессора Московской консерватории и солистки Большого театра Ирины Константиновны Архиповой, имя которой носит Детская школа искусств. В следующем году в осташковских учреждениях культуры запланирован целый цикл событий, концертов и встреч, посвященных юбилею выдающейся певицы. И уже сейчас ее имя громче звучит на сцене школы искусств и в залах краеведческого музея.

Более 35 лет в Осташкове проводится международный фестиваль искусств «Музыкальные вечера на Селигере». История главного музыкального события селигерской земли неразрывно связана с именем Ирины Константиновны. На протяжении 22 лет она участвовала в работе фестиваля как организатор, давала сольные концерты, выступала ведущей мастер-классов, представляла в Осташкове именитых исполнителей и молодых певцов-победителей музыкальных конкурсов, во множестве которых принимала участие как организатор и член жюри.

29 ноября в центральном зале краеведческого музея в Троицком соборе состоялась встреча в литературно-музыкальной гостиной «Музыка жизни». Ведущей стала старший научный сотрудник краеведческого музея Татьяна Миронова. Встреча прошла в теплой дружеской атмосфере, ее участники смогли пообщаться с людьми, которые были лично знакомы с Ириной Константиновной, а так же услышать ее голос на записях, сделанных на разных этапах жизни певицы. Прозвучали фрагмент оперы «Кармен», «Ночь» А. Рубинштейна, «Аве Мария» и другие произведения в исполнении великой певицы. Рассказ Татьяны Мироновой был насыщенным фактами и увлекательным. Она показала музейные реликвии – предметы, принадлежавшие Ирине Архиповой: кастаньеты, цветы с костюма Кармен и шкатулку с косметикой. Перед гостями выступила Анастасия Белоцерковская (концертмейстер Ольга Бучкина), она исполнила два произведения из репертуара певицы.

Анастасия Белоцерковская исполняет произведения из репертуара великой певицы
Анастасия Белоцерковская исполняет произведения из репертуара великой певицы

2 января 1925 года в Москве родилась девочка Ира. Ее тягу к музыке заметил отец Константин Иванович и решил отдать будущую певицу в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но учиться там Ире не пришлось из-за внезапной болезни. К счастью, здоровье вскоре наладилось, и девочка поступила в школу имени сестер Гнесиных. Вместе с занятиями на фортепиано, Ирина пела в хоре музыкальной школы.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Семья Архиповых отправилась в эвакуацию в Ташкент, где Ирина закончила школу. А по возвращении в Москву будущая певица поступает… в архитектурный институт.

Она старательно училась на архитектора и видела в этом свое призвание, но находила время для занятий музыкой во внеурочное время. Девушка стала заниматься со старшекурсницей-вокалисткой из Московской консерватории. Однако не имевшая педагогического опыта студентка не смогла дать Ирине необходимые вокальные навыки, и в итоге та только разочаровалась в своих способностях.

Новая страница на ее пути к сцене открылась, когда в институте возник вокальный кружок, который вела концертмейстер и педагог с большим опытом Надежда Матвеевна Малышева. Именно под ее крылом Ирина Архипова освоила основы вокального искусства и поставила голос. Новая наставница вернула ей веру в себя.

В 1948 году Ирина Константиновна закончила институт и стала работать в архитектурной мастерской. Она занималась проектированием жилых домов в Москве, по ее проекту был построен Финансовый институт. После окончания МАРХИ поступила в аспирантуру вокального факультета Московской консерватории. В 1954 году перевелась на заочное отделение и уехала в Свердловск. Ирина год проработала в театре, и решила поучаствовать в международном вокальном конкурсе в Варшаве. Став победителем, она открыла себе дорогу на большую сцену.

Фрагмент оперы "Кармен"
Фрагмент оперы «Кармен»

Очень скоро ее пригласили в Москву, в Большой театр. В это время там шла работа над обновленной постановкой «Кармен» Жоржа Бизе. Эта роль стала дебютом певицы, а затем принесла ей международное признание. Артистку хвалили не только за голос, но и за искусство перевоплощения.

Ирине Константиновне отныне стала подвластна любая сцена. С 1955 года она гастролирует за рубежом: в Австрии, Польше, ГДР, Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Японии, Франции, Канаде. В 1967 и в 1971 годах пела в театре Ла Скала. Регулярно выступала в театрах «Гранд Опера» (Париж), «Колон» (Буэнос-Айрес), «Метрополитен-опера» и «Карнеги-Холл» (Нью-Йорк), «Ирода Аттика» (Афины).

В 1974 году певица вернулась в родную консерваторию, чтобы работать в качестве преподавателя. В 1984 году заслужила звание профессора. На протяжении многих лет Ирина Архипова осуществляла разностороннюю, масштабную просветительскую, педагогическую и организационную деятельность, которая выходила за рамки не только Московской консерватории, но и за рамки Советского Союза.

Ирина Архипова на "Музыкальных вечерах"
Ирина Архипова на «Музыкальных вечерах»

Но вот повествование о жизни великой певицы переносит нас на берега Селигера в 1987 год, где происходит историческое событие. Незадолго до этого решением Осташковского исполкома здание Воскресенской церкви было передано под художественно-архитектурный отдел Осташковского краеведческого музея, но разместить там экспозицию было не суждено.

В это время Ирина Архипова проводит множество музыкальных конкурсов и объединяет вокруг себя целый ряд союзов музыкальных деятелей, в том числе — из Калининского музыкального общества. Появляется идея проведения на берегах Селигера музыкального фестиваля. Эта идея изначально принадлежала заместителю председателя Калининского музыкального общества Наталье Михайловне Малышевой и была поддержана на всех уровнях, и в районе, и в Союзе. Ирина Константиновна, как человек, всегда открытый для новых начинаний, по достоинству оценила эту идею.

Ну а после активная работа началась на местном уровне. Заведующая краеведческим музеем Тамара Ивановна Захарова предложила проводить концерты фестиваля в отреставрированной трапезной Воскресенской церкви. И, казалось бы, недосягаемая звезда мировой сцены, Ирина Архипова лично приехала в Осташков по приглашению Людмилы Ивановны Евсюковой, заслуженного работника культуры РФ, которая много лет возглавляла отдел культуры Осташковского района.

Людмила Ивановна рассказала гостям встречи о том, как ей довелось сотрудничать с Ириной Архиповой во время подготовки к фестивалю. О том, как она побывала дома у певицы. И, несмотря на то, что Ирина Константиновна была гордым и строгим человеком, она нашла общий язык с деятелем культуры из провинции и стала одним из главных организаторов музыкального события.

«Мы с вами живем, я не побоюсь этого слова, в глуши. Между Петербургом и Москвой — это самый опасный участок, когда все стремятся туда или туда, а здесь никто не остается. И вот в таком месте решено было впервые провести этот замечательный фестиваль», — говорит Людмила Ивановна. Она посетовала, что в преддверии 100-летия певицы в СМИ и на телевидении не выходит практически никаких сообщений. Людмила Евсюкова уже провела в Детской школе искусств встречу, посвященную приближающемуся юбилею.

Василий Нестеренко, «Портрет Ирины Архиповой»
Василий Нестеренко, «Портрет Ирины Архиповой»

В своей книге «Музыка жизни» Ирина Архипова писала: «…С самого начала нашей совместной работы по подготовке фестивалей в Осташкове мы сразу же поставили перед собой задачу: наши концерты должны отвечать одному – единственному требованию – они должны быть только самого высокого уровня. Никаких скидок на то, что это глубинка России, провинция! Люди, где бы они ни жили, везде заслуживают только подлинного искусства. И никаких подделок! Мы тщательно отбираем тех, кого намечаем пригласить на фестиваль в Осташков. И не важно, известные это исполнители с уже громкими именами или молодые музыканты, только вступающие в творческую жизнь. Главное – степень их таланта, мастерства. А выбрать у нас к счастью есть из кого. Наша страна имеет замечательных исполнителей разных жанров, разных поколений. И не только наша страна. Фестиваль стал международным».

22 года Ирина Константиновна руководила фестивалем и ни разу не отступила от своего принципа, лично составляя программы. И она завещала его нам.

Первый фестиваль «Музыкальное лето Селигера» подарил осташам незабываемые концерты Михаила Плетнева – редкостно талантливого пианиста, дирижера, композитора. Летом 1988 года осташи познакомились с творчеством народной артистки России Галины Борисовой, услышали камерный хор «Виват» под управлением Игоря Журавленко и ансамбль старинной музыки «Корцентино». Сама Ирина Архипова в ознаменование открытия фестиваля «Музыкальное лето Селигера» дала три сольных концерта.

Фестиваль уникален, он единственный подобного рода на всей Тверской земле, в том числе благодаря акустическим данным помещения. Его называют «Осташковским феноменом» за разнообразие жанров и исполнителей. Это фестиваль, представляющий лучшие образцы высокого академического искусства. В 1998 году событие сменило название «Музыкальное лето Селигера» и стало называться «Музыкальные вечера на Селигере», но до сих пор остается эпицентром культурной жизни селигерской земли.

Еще одно важная миссия нашего фестиваля – просветительская. В Центральной библиотеке организовывались творческие встречи артистов с осташами. Значительную роль в проведении этих встреч сыграла Заслуженный работник культуры Российской Федерации Элеонора Викторовна Дубова.

Татьяна Миронова рассказывает о вещах И.К. Архиповой, хранящихся в краеведческом музее
Татьяна Миронова рассказывает о вещах И.К. Архиповой, хранящихся в краеведческом музее

Элеонора Викторовна рассказала о серьезной подготовке, которая зачастую начиналась за год до начала очередных «Музыкальных вечеров», о сборе музыкальной литературы, имеющей отношение к исполнителям, которые выступят на фестивале. Это позволяло заранее подготовить публику к знакомству с артистами. Многие музыканты лично встречались с осташами в библиотеке. Ирина Архипова тоже посещала эти встречи, и зачастую приводила с собой молодых артистов, которым предстояло выступить на селигерской земле. Певица относилась с большим вниманием к своим ученикам, следила за их карьерой и творческим ростом. Но и была строга, требуя исключительного профессионализма.

Однажды она привела в качестве молодого артиста своего сына Андрея. Осташи надолго запомнили эту теплую встречу.

Ирина Архипова полюбила Осташков, привозила сюда своих друзей. В 1996 году за многолетнюю общественную работу по организации фестиваля «Музыкальное лето Селигера» и активное участие в нем Ирине Константиновне Архиповой было присвоено звание «Почетный гражданин Осташкова». В юбилейный для Ирины Константиновны 2000 год, когда исполнилось 45 лет с начала ее творческой деятельности, в знак особой признательности, ее имя было присвоено Осташковской детской школе искусств.

Воспитанники театрального отделения ДШИ им. И. К. Архиповой, которым руководит Людмила Евсюкова, прочитали поэтические произведения режисера Сергея Тихонова, посвященные певице и фестивалю. Но не только Сергей Евгеньевич посвящал свои строки замечательным «Музыкальным вечерам», но и осташковская поэтесса Любовь Егорова.

«Однажды Элеонора Викторовна пригласила меня на встречу в читальном зале библиотеки и попросила написать стихотворение, посвященное Ирине Константиновне. Певица с благодарностью забрала у меня листочек с этими строками, а через несколько лет я узнала, что в своей книге «Музыка жизни» она написала о той встрече. И поместила одно из четверостиший», — рассказала Любовь Егорова. «Да, это так, в небольшом зале, с маленькой сцены я действительно могу видеть лица тех, для кого мы поем» — заключила в книге Ирина Архипова.

Петь, конечно, престижней в столицах,

Но на маленькой сцене видней,

Как светлеют души и лица

Покоренных искусством людей.

Руководитель клуба «Рукодельница» Вера Максимовна Лаврентьева рассказала о том, как Ирина Архипова приходила в художественный салон «Обретение», проявляя живой интерес не только к музыкальному искусству, но и к изобразительному.

В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Ирины Архиповой малой планете № 4424. Хочется верить, что эта планета продолжит светить для нас с небосвода, а прекрасная традиция «Музыкальных вечеров на Селигере» никогда не прекратится.

По материалам Осташковского краеведческого музея

К публикации подготовил Евгений Крылов

Добавить комментарий