5 января в художественной галерее открылась выставка разностороннего московского фотографа Алексея Шорина. Здесь можно увидеть портреты, прекрасную первозданную природу, урбанистические пейзажи, животных, креативные постановочные снимки. Хоть выставка размещена в скромном малом зале галереи, разнообразие тематики удивляет. Поэтому я решил побеседовать с автором о его творческой биографии и детально обсудить некоторые фотографии.
— Я родился в Москве, — говорит Алексей, — но Осташков мне всегда был близок. Лет с двух периодически приезжал с бабушкой, она родом отсюда. И сейчас стараюсь хотя бы недельку в год проводить на Селигере. Обычно весной или в ноябре. Многие считают ноябрь временем осеннего сплина, но меня он вдохновляет. Это очень разнообразный месяц – может быть снежным, морозным, а может порадовать легкой плюсовой температурой. К тому же у меня в ноябре день рождения.
Две фотографии на выставке отображают как раз такой Селигер. На одном из снимков – причал на Чайкином берегу и выплывающий из густого тумана теплоход. Туман настолько плотный, что контуры судна едва различимы. Алексей поделился своими воспоминаниями об этом причале:
— Когда был ребенком, мы с приятелями любили кататься отсюда на Городомлю. Это было для нас целым приключением. Приплывали на остров, покупали в магазине мороженое, а потом довольные ехали обратно.
Вторая осташковская фотография – это вырванное ветром дерево на берегу залива. Корни вздыбились над зеркальной, едва тронутой рябью водой. Цветовая гамма действительно ноябрьская – оранжевая высохшая трава, желтые и коричневые опадающие листья, кое-где уже лежит легкий белый снег. Казалось бы, это фото должно вызывать тоску, но нет, оно скорее уютное. Место довольно узнаваемое – жители Осташкова, часто бывающие на кличенской дороге, точно смогут вспомнить, где находится это дерево. Алексей поделился ассоциациями, с которыми для него связано это место:
— Здесь мы с отцом ловили рыбу. Иногда на этом месте, а иногда – рядом с молокозаводом, который находился в помещениях нынешнего Житенного монастыря.
Осташков для автора – свое место, уютное и домашнее. Здесь он переключается с городской суеты на медитативный лад. В целом же Алексей ведет активный образ жизни, много путешествует – поэтому на выставке можно увидеть целый ряд фотографий из поездок. География обширная – Хибины, Калининград, Кострома, Санкт-Петербург. Любимые песчаные дорожки меж сосен в Рязанской области, так похожие на селигерские.
Алексей часто фотографирует во время деловых поездок, ведь его трудовая биография довольно интересна. Автор окончил Московский банковский институт, но долго в этой сфере не пробыл, тянуло к более активной деятельности. Работал в сфере гражданской авиации, потом инженером по связи. Сейчас занимается оптимизацией освещения на предприятиях и объектах социальной сферы, в том числе в образовательных и медицинских заведениях, на спортивных объектах.
Фотографией начал заниматься на заре эпохи цифрового фото – в 2005 году, когда каждому стали доступны недорогие и компактные цифровые камеры. Но такого фотоаппарата Алексею быстро оказалось недостаточно. Ему хотелось как можно точнее запечатлеть интересные фрагменты окружающей действительности, но дешевая камера давала лишь ограниченные возможности для этого. В 2007 году он приобрел первую «зеркалку» — это был четырехсотый «Canon». В последствии автор стал улучшать свои навыки, сменил несколько камер, глубже изучил теорию фотографии.
Однако фотография не является для него самоцелью. Алексей говорит, что фото – это дополнение к путешествиям. Всегда приятно привезти с собой из поездки не только яркие воспоминания, но и своего рода документальное подтверждение в виде снимков. Зачастую ему приходится снимать на ходу, не имея возможности выждать подходящий момент, сделать больше вариантов снимка.
Поэтому несколько пейзажных зарисовок напоминают открытки. В частности это фото из Санкт-Петербурга. По сути, они и являются открытками, только снятыми своими руками. Алексей привозит такие кадры из поездок для своей мамы.
Целый ряд фотографий на выставке посвящен автотуризму – еще одному любимому хобби Алексея. Это активный вид отдыха, который непросто совмещать со съемкой. Обычно Алексей отправляется в такие поездки с компанией друзей, на нескольких внедорожниках. Автор рассказал, как иногда становится причиной остановки автоколонны, когда ему нужно сделать фотографии. В поездке это обычно вызывает недовольство спутников, зато после возвращения, когда фотографии готовы — все остаются довольны. Также он снимает автосоревнования по трофи-рейдам (это заезды по грязи и болотам).
На выставке представлено много фотографий животных. Однажды во время одного из автопутешествий по Кольскому полуострову Алексей увидел лису, которая вышла к дороге, села и будто ждала чего-то. Конечно, он не упустил возможности ее сфотографировать, а водитель первой машины в колонне в это время уехал вперед, не обратив на животное внимания. Автор сделал несколько снимков с лисой, один из которых попал в экспозицию. А в награду рыжая красавица получила шоколадку.
Животные – это одна из любимых тем Алексея, он часто их снимает в природе, также любит посещать зоопарки. Например, в экспозиции есть фотография с великолепными совами из калининградского зоопарка, это заведение автор считает одним из лучших.
Есть несколько фотографий с домашними животными. В экспозиции привлекает внимание черно-белый крупный портрет собаки. Пес смотрит на зрителя удивительно умными глазами, будто размышляет о чем-то. У этого снимка тоже интересная история. Однажды Алексей приехал в гости к друзьям, которые содержат конюшню. Атмосфера там была веселая и непринужденная – дети радовались, катались на лошадях, играли с другими животными. И только этот пес выпадал из общей радостной картины, постоянно лаял. Алексей подошел к нему и сказал: «чего ты все время нервничаешь? Давай сделаем твой красивый портрет». Пес успокоился, сел и посмотрел в камеру. Так и получилась эта фотография.
А еще у автора есть коллекция снимков птиц, которых он кормит в парке, расположенном недалеко от дома.
Еще одна тема на выставке – фото спортивных единоборств. Это несколько эмоциональных снимков детей в спортивной форме. Алексей говорит, что очень ценит азарт и эмоции, которые можно запечатлеть на соревнованиях и тренировках. Все эти фотографии сделаны черно-белыми, чтобы отсечь отвлекающие моменты, кричащие цвета, которые здесь зачастую присутствуют, и оставить только самое важное.
Есть на выставке еще одна интересная концептуальная фотография. На ней изображен ребенок, сидящий в мрачном заброшенном помещении. Но он не обращает внимания на гнетущее окружение. Взгляд мальчика прикован к сияющим страницам книги. Свет со страниц такой яркий, что заставляет светиться лицо ребенка, а также нарисованные на его курточке созвездия. Алексей рассказал, что этот мальчик – ребенок его друзей, который не раз становился героем фотосессий. А в руках он держит любимую книжку. Сам же снимок сделан в бывшем военном городке, который был одной из точек автопутешествия. Фотография получилась очень контрастная и философская за счет такого противопоставления.
Интересна и фотография, использованная в афише выставки. Ее история такова: однажды автор с друзьями ехал на поезде в Санкт-Петербург, время было дневное и в вагоне почти не было пассажиров. Тогда фотограф от нечего делать стал снимать интерьеры поезда. Одна из подруг автора выставила в проход руку, сложенную в рокерскую «козу», и он успел это заснять. Все компоненты этого фото сложились настолько гармонично, что Алексей понял – лучше снимка в этой поездке уже не будет. Это было одновременно и немного обидно («хоть разворачивайся и возвращайся обратно на вокзал!»), и вместе с тем, оказалось приятной удачей.
— Каждый снимок здесь – это мои эмоции, — говорит Алексей Шорин. — Некоторые контрастнее, темнее, жестче, некоторые – светлее и лиричнее. Это своего рода мозаика, калейдоскоп моей жизни. Я постарался вложить этот смысл в название выставки – «Фрагменты».
Фотовыставка будет работать до конца месяца, не упустите возможность лично познакомиться с упомянутыми здесь, и другими, не менее выразительными работами автора.
Евгений Крылов