Среди жителей и гостей Осташковского округа немного найдется людей, не знакомых с творчеством самого продуктивного и многогранного местного художника Александра Кирьянова. На прошлой неделе в экспозиционном зале центральной библиотеки открылась очередная интересная выставка мастера. Она открылась в дни, когда осташковская библиотека отмечает свое 190-летие. Коллектив библиотеки сделал себе и зрителям подарок в виде яркой встречи с художником.

Экспозиция была обозначена как выставка графики, однако ее можно разделить на три отличающихся по тематике раздела, каждый из которых по-своему интересен. Вновь и вновь зрители удивляются, какой же это трудолюбивый автор – Александр Кирьянов.

Центральная часть зала занята яркими пейзажами, написанными пастелью и темперой. Некоторые работы выполнены в необычной технике масляной пастели, благодаря которой на полотнах создается довольно неожиданный эффект глубины и резкости.

Рядом – линогравюры и монотипии, а также работы в технике сухой кисти. Причем в экспозиции можно увидеть как новые произведения, так и пару десятилетий пролежавшие в столе, но также способные вызвать интерес. Похоже, эти работы долгое время ждали своего часа, чтобы попасть на выставку. Например, есть здесь прекрасная линогравюра — панорама Осташкова, датированная 2022 годом, а рядом с ней размещена вызывающе яркая монотипия «Одиночество» 2001 года.

Вторым разделом выставки, который можно выделить, стали работы, выполненные на бересте. Сочетание живописи и естественного рельефа природного материала рождает удивительно живые озерные и лесные пейзажи. Как выразился поэт и друг художника Юрий Назаров, «я берестой печку растапливаю, а он ее выпрямляет и произведения искусства делает!» Действительно, здесь есть чему удивиться – почти монохромные работы, имеющие все признаки декоративно-прикладного творчества, вместе с тем выглядят очень художественно. В них чувствуется узнаваемый авторский стиль. Таковы, например, работы, объединенные в триптих «Мой Селигер». На нем присутствуют близкие каждому зрителю осташковские лодки, храмы, берега.

Но больше всего внимания привлекает третья часть выставки. Можно сказать, что размещенная вдоль боковой стены зала серия портретов стала настоящей сенсацией — собравшаяся публика сходу начала активное обсуждение этих графических работ. Со стены на зрителя взирают восемь портретов осташковских художников, которых, к всеобщей скорби, уже нет с нами. Но на портретах они все – как живые. Работы удивительно детализированные и отлично передают характеры людей, на них изображенных. Мы видим В.М. Петухова, Ю.Н. Полякова, Б.Ф. Карпова, В.Н. Арсеньева, Ю.Н. Кумкина, А.А. Зазынова, А.М. Коптелова, В.Н. Ковалева. Со всеми художниками Александр Кирьянов был знаком, и о каждом он может рассказать много интересного.

— Когда я увидела портрет Юрия Полякова – меня как током ударило, — говорит Галина Смелко, — Мечтала всю жизнь написать портрет дорогого мне человека, но в каждодневной суете так и не успела. Александр Кирьянов за три года создал портреты многих наших художников. Теперь можно будет познакомить учеников не только с их работами, но и показать эти портреты.

Незадолго до открытия выставки автор поделился со своим другом Юрием Назаровым опасениями, что серия портретов, возможно, будет выглядеть мрачно, трагично. На что поэт возразил, что светлая память об этих замечательных людях очень важна для каждого почитателя осташковского художественного творчества. Все эти люди были мастерами своего дела, их знали и уважали в городе.

Поэт был прав, портреты художников отметили практически все, кто пришел на открытие выставки. Многие высказались на эту тему. Тогда несколько слов сказал и сам Александр Кирьянов:

— Это даже не половина из тех художников, кто ушел. Я хочу найти фотографии, продолжить проект. Может быть, родственники помогут отыскать снимки? Хотелось бы сделать портреты Сергея Поздеева, Михаила Павлова, Игоря Коновалова, Сергея Носикова и других. Я понимаю, что время ушло, но, может быть, вместе мы сможем что-то найти? У меня появилась идея собрать биографии художников, сделать их портреты и издать небольшой сборник.

Аудитория охотно откликнулась на эти слова, многие выразили желание помочь автору с поиском фотографий.

Также на открытии Екатерина Сотник вручила Александру Кирьянову благодарность от отдела культуры администрации Осташковского городского округа. Иеромонах Иоанн рассказал, что последние 15 лет монастырь Нилова Пустынь собрал внушительную коллекцию картин, которая насчитывает более девятисот работ, и около трехсот из них написаны Александром Кирьяновым. И подарил художнику и его семье ведерко монастырского меда. Творческий коллектив «Ретро» исполнил несколько музыкальных композиций для создания лирической атмосферы.

С открытием выставки автора поздравил целый коллектив педагогов художественных школ – Галина Смелко, Оксана Шалимова и Анастасия Иванкина, а также их воспитанники. Они пригласили Александра провести мастер-класс по графике и линогравюре. Ведь графика – это одна из основ художественного творчества, техника, с помощью которой ученики начинают свое обучение. Но одновременно это одна из самых сложных и тонких техник.

Многие выступающие выразили свою признательность жене художника Таисии Васильевне. Очевидно, что есть и ее заслуга в том, что Александр добился немалых успехов на творческом поприще. На открытии выставки присутствовали многочисленные члены семьи автора – дети, внуки, правнуки. И атмосфера царила домашняя и дружелюбная.

Евгений Крылов

Добавить комментарий