В новой рубрике «Пойми осташа» познакомим читателей «Селигера» с осташковским диалектом.

Исторически осташковский диалект занимает пограничное положение между северно-русским наречием и среднерусскими говорами, то есть включает в себя различные языковые черты, присущие жителям соседних мест.

На это обратил внимание свыше ста лет назад В.И. Даль: «В Осташкове… наречие новгородское…, однако же слышно влияние Пскова и часть осташей цокают». Характер говоров говорит о географии расселения славянских племён. Цоканье характерно было для племён кривичей. Действительно, в первом тысячелетии нашей эры селигерские земли, на которых проживало коренное население финно-угры (племена весь и меря), были колонизированы новгородскими словенами и смоленскими кривичами. Это подтверждают и археологические исследования. Земли Селигерского края долгое время и территориально относились к Новгороду, лишь в конце XVIII столетия были приписаны к Твери.

Несомненно, произведения устного народного творчества и разговорный язык являются хранителями и носителями духовной культуры любой нации. Современные процессы, происходящие в русском языке, вызывают тревогу не только в среде языковедов, но и у всех здравомыслящих людей. Процессы глобализации и агрессивное наступление массовой культуры тоже негативно влияют на русскую культуру, в том числе языковую. Гибель языка приведёт к гибели нации. Ведь, язык — живой организм, очень быстро меняющийся, взаимосвязанный с современным обществом. К слову нужно относиться очень бережно, сохраняя в языке лучшее и привнося в него только хорошее. Сегодня наша тема — «Выпечка». 

Бабаха – пышные блины из теста. «Бабушка, испеки бабах», «Бабахи ничем не мазали, пустыми ели». Или бабахи – пресные лепешки. «Напечешь, бывало, бабахи, сидишь, жуешь». «Блины у нас бабахами зовут».

Бабашка – маленький блинчик, оладышек. «Бабашки пекли из ячменя и овса» – самодельное печенье.

Ватрушка – «Ватрушка из теста и кислого молока».

Венчики – колечки из теста, заваренные в кипятке.

Витушка – вид кренделя.

Глухой пирог – большой пирог с рыбой. «У неё часто пекут глухие пироги».

Дируны – печное изделие из сырой картошки, яиц, муки, масла.

Дорочоны – блины не на дрожжах.

«Дорочоны – это которые без дрожжей».

Драчёна – жареные лепешки из картофельной массы или большой толстый блин во всю сковороду, который делали на дрожжах из пшеничной муки. «Или как драчона получалась пышная».

Житник – пирог из житной муки.

Загибень – пирог из соленого закатанного теста.

Каваль – недопеченый хлеб.

Какорки – лепешки из любого теста с крупой внутри. «На какорки идет что белое, что серое тесто».

Калабушка – круглая лепешка из теста без начинки.

Каравашка – круглый хлеб из ржаной или пшеничной муки, печеный на поду.

Картофник – картофельный пирог с начинкой из лука и сала.

Кокорочки – открытые пироги с картошкой, творогом, гречневой кашей.

Колобок – пирог из начинки.

Колобушка – ржаная булочка. «Колобушки ели вместо хлеба».
Круглик – закрытый пирог круглой формы с мясной начинкой или пирог со сладкой начинкой.

Курник – круглый пирог с мясом… «А когда свадьба – курник делали».
Мякушка – ржаной пирог без начинки, вместо хлеба. «Что мякушка, что колобушка».

Наливашка – маленький блин. «Если тесто не очень густое, наливают на сковороду и получаются наливашки». Лепешка с начинкой. «Пекут лепешки, творог сверху наливаешь, вот и наливашки».

Оковалок – Непропечённое тесто.

Пиряскушка – пресный пирог. «Когда говели семь недель до поста, глядишь пиряскушек и поешь».

Рыбник – пирог с рыбой. «Сват рыбину принёс, и я рыбник испекла».
Рыжик – печенье круглой формы из тонко раскатанного теста. «Берешь стакан, тесто раскатаешь и рыжики делаешь». Или покупной местный пряник. «Я рыжиков купила и розовых, и желтых».

Солоница – пирог с солью. «Бывало, когда хлебушко пекём, дети просят: «Мам, испеки солоницу».

Струки черные – пироги из сладкого теста, покрытые жженым сахаром. «Черные струки — у нас праздничный пирог».

Публикация подготовлена по материалам Осташковского краеведческого музея 

Добавить комментарий