Церковные художества – это произведения изобразительного искусства, которые используются для украшения храмов и церковного обихода: настенные росписи, иконостасы, прикладное искусство (оклады книг, Богослужебные сосуды, кресты, ткани…).

Один из самых распространенных видов церковных художеств – искусство резьбы по дереву и создание иконостасов. Дерево – самый доступный, прочный и легко поддающийся обработке материал. Наиболее древние образцы деревянной пластики находят при археологических раскопках – это изображения духов-покровителей рода и семейного очага, так называемые домовые, в виде деревянных стержней с резными изображениями человеческой головы. Идолов было великое множество, но формы их были лишь условно трактованы, более детально обрабатывалось лишь лицо. После крещения Руси в 988 году новые христиане не сразу отказались от идолопоклонства. Языческий бог Велес, бог скота, стал христианским Власием, Перун – бог грозы – Ильей Пророком, загадочная Макошь, богиня ткачества и водной стихии, обрела свои черты в образе Параскевы Пятницы. Кроме того, паства молодой и быстро растущей конфессии нуждалась в большом количестве предме-тов культа, а писаные темперой иконы были редки и дороги, т.к. в отличие от резчиков, которых можно было найти в каждом крестьянском дворе, живописцев в то время на Руси было немного. Русские мастера использовали в ос-новном сосну и липу, реже – ольху, березу, дуб, осину. Иногда пользовались более редкими породами – кипарисом, грушей, пальмой. Украшали резные изделия разнообразно: расписывали темперой, золотили сусальным и твореным золотом, отделывали серебром, янтарем, жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями, дорогими тканями, чеканными вставками из металла. А еще обжигали, тонировали, обрабатывали для защиты от атмосферных воздействий маслами, олифой, воском, лаками.

Расцвет русской резной иконы пришелся на XVI – XVII века. Но в середине XVII века объемные иконы и храмовая скульптура были подвергнуты жестоким гонениям. Церковная реформа патриарха Никона видела в них влияние не только языческого прошлого, но и происки римской католической церкви, претендующей на господство во всей Европе. Изрубленной в щепки и сожженной в кострах оказалась большая часть православной «рези на дереве». Однако полностью истребить это дивное искусство не удалось.

В Осташковском уезде Тверской губернии расцвет «рези на дереве» приходится на XVIII – XIX века. Древний город славился своими резчиками, которые украшали своей богатой и орнаментальной резьбой иконостасы и киоты. В Ниловой пустыни работали известные мастера Кондратий Семенов-Конягин, Макар Егоров, Анисим Шелмотов, Иван Фомин-Киселев, Петр Гаврилович Филошин и другие. Резьбу с позолотой в Знаменском девичьем монастыре выполнял местный резчик Терентий Евгениев Глазухин и новоторжский мастер Карнаухов. В настоящее время в Верхневолжье существуют иконостасы конца XVIII – начала XIX века в Казанской церкви села Верхние Котицы, Царские врата и фрагменты иконостаса из Введенского храма села Кравотынь, ныне хранящиеся в Осташковском краеведческом музее, а также иконостас середины XIX столетия в летнем храме Вознесенского собора бывшего Знаменского монастыря города Осташкова. Особенностью таких иконостасов явилось то, что в их художественном решении прослеживались древнерусские традиции, а также влияние столичных центров – Москвы и Петербурга, где работало немало резчиков из Украины и Белоруссии. Среди них такие выдающиеся мастера, как Клим Михайлов и Иван Запрудный, которые оказали огромное влияние на развитие декоративной резьбы по дереву во второй половине XIX века. Резьба иконостасов стала объемной и классически выразительной.

Особое место в числе сохранившихся иконостасов конца XVII – первой половины XIX века занимает иконостас Введенской церкви.
Довольно высокий иконостас состоит не из пяти, как традиционно, а из трех рядов – высокого местного, низкого праздничного и высокого деисусного. Это пример провинциального иконостаса, имевшего простую классическую конструкцию и богатый барочный декор.
Карниз с разорванным лучковым франтоном делит иконостас на две равные части.

На вертикальные ряды он членится рядами каннелированных пилястр с упрощенным ионическим ордером и увитых гирляндами из роз.
Нижняя часть иконостаса наиболее богата. Здесь использованы барочные картуши, фигуры и головки парящих ангелов, живописно спадающие драпировки и прекрасная скульптурная композиция «Благовещения» на Царских вратах. Она служит центром иконостаса. Ее фон необыкновенно прост – стул, колесо от прялки, пряжа в лукошке, ножницы, горшок с цветущей розой – вот и все предметы этой сцены. Фигуры Богоматери и архангела Гавриила очень торжественны и значительны.

Завершается сцена пышной драпировкой, распахнутой двумя ангелами. Подобный прием повторен еще в двух местах – над проемами, ведущими в жертвенник и дьяконник. Над Царскими вратами помещалось горельефное изображение восседающего в облаках и сиянии строгого и мужиковатого Саваофа. Завер-шался иконостас фигурами евангелистов в рост, стоящих на небольших помостах. Среди узоров орнамента повсюду были вкраплены головки херувимов, они же парили в резных облаках над иконами и украшали капители пилястр, а над дверями в жертвенник и диаконник летящие ангелы распахивали тяжелые балдахины.

Сохранившаяся композиция «Благовещение» ярко характеризует особенности работы местного резчика: укороченные пропорции фигур, большие тяжелые руки, крупные черты лика. Образы ясные, выразительные и одухотворенные; во всем этом сказывается почерк, вкус и представление о возвышенном, прекрасном у местного резчика.
Мастера классической резьбы исполняли не только иконостасы, но и сакральную скульптуру. Одним из самых древних христианских образов, вырезанных из дерева, является Распятие. Начало его восходит к апостольским временам. В России XV – XVI веков появляются изображения Распятия с образами предстоящих в виде отдельно стоящих фигур – так называемой «Голгофы».

Скульптурный образ Христа, хранящийся в нашем музее, является частью «Голгофы», находившейся в Казанской церкви (1774-1803) села Верхние Котицы. Иконография образа Христа сложилась на основе апокрифической легенды о последних днях земной жизни Спасителя, Его мученической смерти и чудесном Воскресении.

Создание данного образа свидетельствует об обращении местных мастеров к новейшим образцам церковного искусства.

Фигура Христа вырезана высоким горельефом. Тыльная сторона срезана для удобства крепления к кресту. Фигура изображена обнаженной с повязкой на чреслах – «чресленником». На голове распятого – наложенный отдельно вырезанный терновый венец. Глаза Христа закрыты, голова слегка наклонена вправо, длинные волнистые волосы распущены по плечам. Фигура Христа выкрашена в телесный цвет, волосы и борода в темно-коричневый цвет, а чресленник в золотистый. По всей видимости, фигура Христа была варварски выдрана из композиции, поэтому не сохранились руки и нижние части ног. Лишь на правой ноге в районе голеностопного сустава можно видеть вбитый гвоздь.

Наибольшее количество вариантов среди множества персонажей церковной скульптуры имеют изображения ангелов. Особенно любимы ангелы в барочной резьбе: их помещали в иконостасах, на стенах храмов, над сенью часовен. Шестикрылые серафимы и головки ангелов с 2 и 4 крыльями украшали все архитектурные элементы храмов, в деревянных храмах головки ангелов свисали на веревках над иконостасом. Ангелов изображали с рипидами в руках, со свитками, трубящими, с «зерцалом» и посохом, с крестом или пальмовой ветвью, потиром, дискосом.

Отдельную группу составляют ангелы из сюжета «Распятие с предстоящими». Эти ангелы изображались с атрибутами Христовых страданий: губкой, тростью, клещами и т.д.; ангелы могли быть стоящими, коленопреклоненными, летящими. Чаще всего их изображают в хитонах, иногда с плащом поверх хитона и с лором, свисающим с плеч и перекинутым через правую руку, часто с нимбом.
С Верхневолжьем связано еще одно уникальное явление в русском православном искусстве – создание скульптурного образа преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Композиция скульптурного образа преподоб-ного имеет глубоко оправданное духовное содержание – хорошо передает внутреннее молитвенное состояние молчальника, уединенного пустынника – исихаста. В Житии преподобного говорится: «Преподобный начал прилагать труды к трудам и подвиги к подвигам, радуясь духом, вперяя ум свой к вышним, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии по де-лам в будущей жизни; тело и душу упражнял во всенощных стояниях и молитвах; беспрестанно поучался в Законе Господнем; постоянно изливал чувства свои пред Господом в псалмам и пениях и песнях духовных.». Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, он не позволял себе и на малое время ложиться на ребрах, лишь в случае крайнего изнемождения стоял, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стены кельи, служившие ему вместо кресел; в таком положении был его кратковременный отдых.

Эти сведения Жития Преподобного в некоторой степени поясняют композицию скульптурного решения образа Святого. Оно довольно простое: Святой, согбенно согнувшись, опустив вниз голову, бородой упираясь в грудь, сидит, сложив согнутые в локтях руки на колени. В скульптурном образе Святой представлен облаченным в монашеские одежды: рясу – длинную просторную верхнюю одежду, мантию – длинный плащ без рукавов – «броню праведности». Поверх мантии – аналав, длинный плат с изображением Креста Господня и ору-дий Его страстей. На голове – куколь – остроконечный головной убор черного цвета с накидкой, покрывающей голову и плечи монаха, который назы-вают «покрывалом беззлобия». Очень часто преподобный Нил представлен с четками в руках – шнурком с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов.

Скульптурный образ точно передает лик конкретного старца-пустынника. Его лицо вытянутое, с впалыми щеками, заостренным крупным прямым носом, с глубоко посаженными прикрытыми или полуприкрытыми глазами, с длинной широкой заостренной книзу бородой. Очень часто изображался в темной, почти черной, темно-коричневой, бордовой или желтой мантии. Куколь, аналав, подрясник преподобного часто по цвету отличаются от мантии. При любом цветовом решении обязательным и непременным требованием является точная передача Креста Господня на куколе и аналаве, орудия стра-стей Христовый, надписей. Все это было светло-серого, светло-коричневого цветов, иногда исполнялось киноварью.

Во многих скульптурах лик и руки Святого имели цвет светло-желтый с чуть красноватым оттенком, борода и брови седые, светло-серые или ярко белые, иногда русые – светло-коричневые; губы тонкие, плотно сжатые, часто отмечены темной охрой. В иных случаях лик и руки не окрашивались и сохраняли цвет и фактуру дерева.

Скульптуры разнообразны по размеру и назначению. Большие ростовые фигуры являлись храмовыми образами. Их сохранилось немного. Одна из таких фигур представлена в экспозиции нашего музея. Она датируется сере-диной XIX века.

Также создавалось великое множество небольших скульптур размером от 10 до 40 сантиметров, так называемые, раздаточные скульптуры. Монастырь Нилова пустынь, до его закрытия в 20-е годы ХХ столетия, был одним из посещаемых в России. До нескольких десятков тысяч паломников приходили сюда для того, чтобы прикоснуться к мощам Преподобного. И каждый из них увозил с собой образ преподобного чудотворца. Ясно, что такое огромное количество скульптурок монастырь не мог изготовить самостоятельно, очевидно, что в процесс их изготовления вовлекалось население близлежащих к монастырю сел и деревень. При этом скульптурки были безымянными, поэтому и имена мастеров-резчиков установить невозможно.

После возрождения обители в 1990-е годы, местные мастера вновь начали создавать скульптурные образы Нила Столобенского. Они делают храмовые образы, но чаще – небольшие раздаточные скульптуры. В 2011 году коллекция нашего музея пополнилась тремя скульптурами с образом Нила Столобенского работы современных осташковских резчиков: Дмитрия Митрофанова, Михаила Жалыбина и Сергея Веселова.

Наталья Артюхова, научный сотрудник Осташковского краеведческого музея

Список литературы
Барсегян Т.В. «Нилова пустынь Монастырь и мир». М., 2005.
Галашевич А.А. «Художественные памятники Селигерского края». М., 1983.
Преображенская Г.А., Ивлев Ю.П. «Консервация деревянной пластики». СПб, 2001.
Рудченко В.М. «Иконостасы XVIII — первой половины XIX века в храмах верхневолжских монастырей // Памятники русской архитектуры и монумен-тального искусства». М., 1983.
Успенский В.П. «Жизнь и подвиги преподобного Нила Столобенского чудотворца». // печатается по изданию 1913 года. М., 2011.

Добавить комментарий