Мы начинаем новый проект, направленный на популяризацию чтения. Расскажем об интересных формах и методах работы библиотек Осташковского городского округа, поможем найти ответы на волнующие родителей вопросы о том, как подружить ребенка с книгой.
И первый наш поход – в детский отдел Центральной библиотеки, туда, откуда начинается путь детей в Страну Читалию.
Детская библиотека располагается в доме №177 по улице Володарского, в этом году исполняется 37 лет, как она справила новоселье. Тепло, уютно, в холле — выставка юной художницы, третьеклассницы Софьи Красной. Время визита обговариваем заранее с заведующей Еленой Талагаевой: ведь ежедневно, а то и два-три раза в день приходят дети на мероприятия, проводимые сотрудниками, или же они выходят в детские коллективы.
Беседуем, помимо заведующей, с библиотекарями абонементного отдела и читального зала Светланой Колобухиной и Ириной Ионовой.
— В нашей библиотеке насчитывается в среднем за год 2500 читателей, — начинает разговор Елена Анатольевна. – Даже в летние каникулы их число не снижается, потому что очень много приходит в библиотеку ребят, приехавших в Осташков на отдых. Возраст – от полутора лет до восьмидесяти… Да, не удивляйтесь, есть взрослые, и даже пожилые люди, которые с удовольствием читают детские книжки. Наши читатели преимущественно жители новой части города, но есть и те, кто приходит специально на мероприятия или за книгами. Мы очень дружим с воспитанниками (и воспитателями, конечно!) четырех детских садов – «Улыбка», «Звездочка», «Светлячок» и «Сказка», и двумя школами – гимназией №2 и средней №3. Бывает, ребятки-детсадовцы еще в пути, а нам уже сообщают: «К вам идут «желтые жилеты!» — это группа из «Улыбки» в светоотражающих ярких жилетах шагает в библиотеку. Выслушав наставления воспитателя о правилах поведения, стараются быть вежливыми, хорошо себя вести.
Вступает в беседу Ирина Алексеевна:
— Привычка к чтению во многом зависит от семейного воспитания, традиций, интереса ребенка к познанию мира. Если вечером родители или бабушка с дедушкой, усадив малыша рядом, вместе полистают книжку, поговорят о любимых героях и об их поступках, да потом еще и на ночь почитают сказку – результат один; если сунут ему смартфон или планшет – другой, если в гаджеты уставятся сами, а ребенка из-под палки заставят читать – третий.
— Но как бороться с соблазном детей уйти в онлайн-мир — такой яркий, динамичный, доступный?
— Безусловно, нужно использовать достижения цивилизации для привития любви к чтению. Например, дети самого раннего возраста с интересом рассматривают «умные» книжки, которые «разговаривают», побуждают к действиям, значит, к развитию. Так книга постепенно становится другом, неотъемлемой частью жизни. Очень важно родителям, педагогам включать фантазию, и тогда самая известная сказка становится приключением, соревнованием на сообразительность. Пример: «Колобок – это что? Вафелька, печенька, булочка?» Просто, кажется, а какой разброс мнений, как весело и познавательно!
— Ребенок становится старше, идет в школу. Конечно, как и всегда было, у кого-то из детей – только «обязательная программа»: то, что задают в школе, список для летнего прочтения. У других — потребность в книгах для души, — говорит Светлана Владимировна. — Для младших школьников интересны книги про животных, про детей: «Денискины рассказы» Драгунского, произведения Ирины Пивоваровой. С большим удовольствием читают Холли Вебб – автора детских бестселлеров, в основном добрых историй про животных. В более старшем возрасте просыпается интерес к фантастике, приключениям; сейчас многие интересуются литературой про Великую Отечественную войну. Очень популярны энциклопедии различной тематики.
Как бы иллюстрируя вышесказанное, в читальный зал пришли две девочки, спросили книжки, с интересом разглядывали полчаса. Когда они уже собрались уходить, мы познакомились с ними. Две третьеклассницы, обе Даши – Шкальчикова и Семёнова. Рядом живут, часто приходят в библиотеку. С интересом читают книги о животных. «Нам здесь очень нравится, много можно узнать нового», — говорят девочки.
— Особая пора – лето, внеклассное чтение, списки литературы, выданные учителем – продолжает разговор Елена Талагаева. – Иногда, просмотрев их, невольно думаешь: вот это верный путь к утрате интереса к книгам. Третьеклассникам рекомендованы к прочтению «Три мушкетера» — это как?! Второклашке заданы наполненные философским смыслом рассказы Паустовского. Думаю, что даже самым старательным школьникам и ответственным родителям не по силам и не по разуму освоить полный список, и как итог – профанация разумного и полезного занятия в дни каникул.
Говорим и о том, что примерно к седьмому классу число читателей детской библиотеки снижается. Причина – потребность в более серьезной литературе для подготовки рефератов, творческих работ, а значит, начинается переход во взрослую библиотеку. Наиболее активные книгочеи уже перечитали все в фонде. Увы, его обновление происходит очень медленно – денег не хватает. «Сейчас, по крайней мере, подписка на периодику есть, хотя её объемы недостаточны: раньше получали 30 журналов, а теперь только четыре, — сожалеет Елена Анатольевна. — Иногда выручают благотворители: как-то привезли целую машину книг. Благодарны родителям подросших наших читателей, которые приносят книги – пусть и другие дети почитают!»
В детской библиотеке, как уже было сказано, проводится много тематических мероприятий, направленных, прежде всего, на привитие любви к чтению, на развитие интеллекта, основные направления – патриотическое, изучение фольклора, здоровый образ жизни. Но не только: работают краеведческий, литературный кружки, мастер-классы рукоделия. Особая гордость – детская библиотека и ее юные читатели первыми в округе начали акцию «Собери крышечки», внеся свой вклад в экологию и благотворительность. Надеюсь, мы еще расскажем об интересных начинаниях и событиях в Стране Читалии. А сейчас…
Наталья Николаева