В конце мая семья Сергея и Оксаны Шалимовых была удостоена награды во время чествования граждан Осташковского городского округа. Награду они получили в номинации «Традиции храня» за вклад в развитие и сохранение традиций народно-художественных промыслов.
Это талантливые, трудолюбивые и творческие люди, благодаря которым наш округ становится более привлекательным как для местных жителей, так и для его гостей. Сегодня в гостях у редакции — замечательная художница с оригинальным взглядом на жизнь Оксана Шалимова.

— Оксана, расскажите, откуда вы родом, что вас связывает с ЗАТО Солнечный и Березовым Рядком.
— Мои бабушка и дедушка из Березового Рядка и поэтому я в детстве много времени там проводила. С родителями мы жили в Осташкове. Осташков и Березовый Рядок – это мое детство. Закончив школу, я уехала учиться в Питер и прожила там восемь лет. Когда вышла замуж, мы с мужем решили уехать из большого города. В 2005 году нас пригласили на остров Городомля преподавателями в школу искусств, выделили жилье. А Березовый Рядок я очень люблю, сейчас у нас там дом, в котором живем большую часть времени. Еще я веду сообщество в социальной сети «ВКонтакте», посвященное этому замечательному месту. Всегда любила деревню больше, чем город.
— Ваши родители — творческие люди?
— Нет, папа работал то на стройке, то на кожзаводе, а мама всю жизнь проработала экономистом в лесничестве. Но большая им благодарность за то, что они всегда меня поддерживали в моем увлечении творчеством. Мне кажется, я была не очень простым ребенком. В девяностые, когда решила поступать в вуз, было сложное время. Денег на учебу не было, это был 1997 год. Никто особенно не верил, что поступлю, даже Г. В. Смелко, которая меня готовила. Но благодаря поддержке родителей у меня получилось.
— Вы с самого детства увлеклись рисованием?
— Я всегда рисовала, папа сохранил рисунки, которые я сделала в полтора года. Павлина, похожего на павлина, тигра, похожего на тигра. Обычно дети до трех лет рисуют беспредметные картинки или каких-нибудь головоногов. А у меня хорошо получалось. Так я попала в студию к Александру Зазынову. Потом училась у Леонарда Ивановича Алехова, когда он открыл художественную школу. До этого ее в городе не было. Старший Алехов произвел на меня сильное впечатление. Очень нравился, вдохновлял. На занятиях рассказывал истории, которые мы слушали с открытым ртом. Правда, обучение у него длилось всего один год, но этот год задал вектор всей жизни. Он рассказывал о своей творческой жизни, о том, как он учился, про Конёнкова (знаменитого скульптора), с которым он был лично знаком, про охоту на медведя и многое другое. В конечном счете моим наставником стала Галина Смелко; когда я решилась поступать в вуз, я пришла к ней готовиться.

— Вы получали высшее образование в Петербурге?
— Да, в Санкт-Петербургском педагогическом университете имени Герцена на факультете изобразительного искусства. Тогда этот университет называли младшим братом Академии художеств. В нем работали многие преподаватели из Академии. А Сергей учился в реставрационном лицее на резчика по дереву. Сейчас работает по специальности. Педагогом он пробыл недолго, год или два, преподавал скульптуру. Он очень свободолюбивый, решил стать «свободным художником».
А я так и преподавала в школе до последнего времени. В этом году уволилась, но не оставила эту деятельность, организовала частную студию. Теперь я тоже вольный художник. С мужем уже давно организовали арт-мастерскую «Спираль». У нас есть группа «ВКонтакте», где публикуем наши работы. А в этом году организовала собственную студию «АРТспираль», куда приходят и дети, и взрослые — от 5 до 70 лет.
Наша студия — это небольшое помещение, которое арендую у администрации ЗАТО. Там все сооружено из подручных средств. Есть старшая и младшая группы.
Своей выставочной площадки у студии, к сожалению, пока нет. Работы экспонируем в коридорах ЛОЦа (лечебно-оздоровительного центра на Городомле).
Недавно в галерее разместили выставку «Арт-косплей» — один из проектов, который всем очень нравится. Еще мы с ребятами участвуем в разных конкурсах. В ближайшем будущем планируем организовать выставку в детской библиотеке. Работы ребят из студии всегда можно увидеть в альбомах в группе «ВКонтакте».
— Что это за проект — «Арт-косплей»?
— Это довольно долгая история. Начали еще даже до «ИЗОизоляции». С ребятами решили, что изучать историю искусства интереснее, примеряя образы с картин на себя. Мне кажется, что ключевой момент в том, чтобы ребята сами выбирали произведения, подходящие к их индивидуальности. Например, Вика Огольцова взяла портрет мальчика эпохи Возрождения. Когда она позировала, у нее лицо было такое батичелливское. Ребята подобрали подходящие их натуре картины, и им не пришлось играть. Произошла «реинкарнация». Когда дети загораются идеей, надо только «подкидывать палочки в костер». Разжигать творческий порыв. Вообще — это главный залог успеха, чтобы учиться было интересно. Не заставлять, исправлять и переписывать, а поддерживать интерес и мотивацию. Стоит его разжечь – и пошло! Они набирают обороты, а ты только корректируешь. Правее! Левее! Нормально, все хорошо!
Ребята — очень классные. Я делаю ставку на то, чтобы им не мешать, чтобы они развивали свою индивидуальность. Если им позволить раскрыться, они начинают выдавать очень классные штуки. Дети для меня – источник творчества. Мы взаимно обмениваемся идеями, которые потом можно развивать и переосмысливать. Они как заряд положительной энергии.
— То есть все талантливые без исключения?
— Все! Бывает, мама приведет: «Вот, мой совсем не умеет рисовать, ему вообще не нравится». А он начинает такие вещи создавать, супер! Встретить ребенка, у которого нет художественного таланта – это большая редкость. За все время встречала только пару человек. У них другие интересы просто.
Педагог должен подмечать сильные стороны ученика. В силу педагогического опыта, а он у меня уже 20 лет, я сталкивалась с тем, что детей учат по скучным, написанным по шаблону программам. Разработанные в какие-то махровые времена схемы сейчас уже не работают. Некоторые преподают без энтузиазма, скучно, сухо, детям не интересно. Надо как-то все это преобразовывать. За годы занятий я выработала собственную методику преподавания изобразительного искусства.
— Чем ребята из студии будут заниматься этим летом?
— У нас был флешмоб в интернете «Рисуем каждый день». Сейчас планирую еще раз его запустить. Такие вещи помогают выработать регулярность, которая, как известно, залог успеха.
— У вас есть ученики, которые избрали для себя художественную стезю?
— Одна из моих учениц, Юля Удалова, недавно поступила в училище Штиглица (сейчас оно называется Мухинское училище). Это серьезное высшее художественное учебное заведение, в которое очень сложно пробиться. Еще одна ученица сейчас работает реставратором в Питере. Вообще, все выпускники моей школы успешно поступают в вузы. (Речь о тех, кого я готовила целенаправленно).
— Вы получили награду во время чествования граждан Осташковского округа «За сохранение традиций».
— Это было очень неожиданно! Мне позвонили и сказали, что нужно обязательно быть. Мы даже и не подумали, по какой причине. Наверное, нас отметили потому, что вся семья занимается творчеством. Муж — резчик, я — художник. У нас много работ в традиционном старорусском стиле. Особенно из тех, что мы в Пачково сделали, там и резьба такая и роспись. Большинство этих работ можно увидеть на странице мастерской «Спираль» «ВКонтакте».
— А как реализует себя в творчестве ваш муж?
— Он занимается частными заказами. Работает только на заказ, даже в стол ничего не делает. Очень много у него сделано для заказчика из Пачково. Его дом весь расписан и украшен резьбой. Я делала роспись и снаружи, и внутри. Сергей делал резное оформление стен, мебели, арок. А еще недавно работал над резными наличниками, столбами и иконостасом в храме Георгия Победоносца на острове Фомино.
— Расскажите о личных творческих проектах.
— Несколько лет назад расписывала ресторан «ОсташкоFF». В основном здании на втором этаже. Эти работы сделаны со старых фотографий. Они монохромные и лаконичные, хорошо вписываются в интерьер. Графику я всегда больше любила.
Осенью пригласили сделать выставку в Осташковском краеведческом музее. Я делала персональную выставку лишь однажды, в 2000 году, когда еще училась. А.А. Зазынов составил ее из моих студенческих работ. Выставлялась в галерее, тогда еще в выставочном зале. Потом много участвовала в коллективных выставках, и не только в Осташкове и на Городомле. Многие ждут мою персональную выставку, и, в принципе, работ накопилось достаточно. Есть такая мысль: разместить в галерее живопись, а в музее – графику. И одновременно их открыть. Это довольно интересный формат, по-моему никто никогда так не делал.


— Ваши новые работы — тоже довольно графичные портреты девушек. Какими материалами они выполнены?
— Гелевые ручки, фломастеры, маркеры.
— А еще вы фотографируете.
— Да, состою в фотоклубе. Там строго – если объявлена выставка, участвуют все. Я делаю для «Плёса» афиши – это мой художественный вклад.
— У вас много фотографий с городомельскими цаплями. Вы ходите на фотоохоту?
— Богуслав Вилкочинскас начал за ними наблюдать. Он мне подсказал дерево, на которое удобно залезать. Объяснил, как на него забраться. С тех пор он как бы благословил меня на эту фотоохоту. Это очень интересно! Нужно встать рано утром, когда солнышко восходит, залезть на эту елку, она высокая, метров сорок. Там сидеть не очень удобно, но можно наловчиться.
У цапель — свой собственный мир. Они суетятся, гнездышки у них там, птенцы. Люди им абсолютно не мешают. Даже когда я туда залезаю, они на меня смотрят: «Ну подумаешь, влезла незваная гостья. Ну ладно». Некоторые косятся на меня, конечно, но в основном не обращают внимания. Вороны нервничают, а эти – нет. Они с воронами живут бок о бок. В последние годы появились еще белые цапли. Чисто белые, красивые. Раньше одна-две были, теперь больше. Я где-то вычитала, что в переводе с финно-угорского «Городомля» означает «земля цапли». Думаю, они там очень-очень давно поселились, а мы, люди, просто маленький эпизод в их жизни.

— Расскажите о ваших детях.
— У нас двое детей. Архипу 15 лет, Агриппине 8 лет. Старший — очень творческий. Младшая тоже хорошо рисует, но пока точно нельзя сказать, будет ли она в этом направлении развиваться, или выберет что-то другое. Они с самого рождения вместе со мной ходили в школу, теперь в студию. Там все рисуют и они стали рисовать. А вот Архип – разносторонняя натура, он пишет стихи, сам их иллюстрирует. Недавно на школьной конференции презентовал сборник своих стихов. Начал писать прошлой осенью. Учительница помогла ему выбрать 26 стихотворений для этого издания. Сейчас начал сочинять музыку, песни на свои стихи. Мечтает организовать музыкальную группу.
— Какие у вас творческие планы на будущее?
— У меня все в процессе, пока не хочу ничего загадывать. Сейчас надо дооформить выставку. А там, по итогу персональной, посмотрю. Хочется графику развивать. Сейчас время пленэра, поэтому буду выходить на природу.
Беседовал Евгений Крылов