История одного портрета
Главным хранителем истории, традиций, уклада жизни, материальной и нематериальной культуры любой территории является краеведческий музей. И когда Осташковский городской округ посещают экскурсионные группы, то непременным пунктом посещения окрестных достопримечательностей является здание, в котором бережно хранят историю города, края и разных эпох.
Сегодня научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Наталья Артюхова рассказывает об уникальном экспонате.
— В нашем музее хранятся, действительно, уникальные произведения, связанные исторически не только с Селигерским краем, но и с историей всего нашего государства, — говорит Наталья Геннадьевна. — Одно из таких произведений — портрет Саввы Яковлева кисти Мины Колокольникова — одного из ярких и самобытных художников XVIII века.
— Давайте поведуем читателям «Селигера» о нашем земляке. Возможно, они, в свою очередь, расскажут о нём знакомым и друзьям, живущим в других городах.
— Конечно, расскажем. И, может быть, иногородние жители заинтересуются культурными сокровищами и запланируют свой следующий отпуск так, чтобы в нём обязательно было время для посещения музея в Осташкове, для знакомства с уникальными экспонатами. Итак, мы начинаем свой рассказ.
Мина Колокольников — наш знаменитый земляк
Мина Лукич Колокольников (1707/8-1775) родился в семье крепостных Пафнутьева-Боровского монастыря в селе Кравотынь Осташковского уезда. Он был выходцем из большой и богатой художественными талантами семьи: его братья Иван (Большой) Лукич, Иван (Меньшой) Лукич, Михаил Лукич, Федот Лукич, его дети: Александр, Иван, Михаил, и племянник Яков Михайлович Колокольников-Воронин – известные и знаменитые живописцы.
Художественные способности у Мины Колокольникова открылись еще в раннем детстве. Первыми его учителями стали местные иконописцы, работавшие в Ниловой пустыни. Его талант не остался незамеченным, и юный Мина был отправлен в Осташков, где обучался художественному ремеслу у многих мастеров.
В 1725 году он отправился в Петербург, где почти десять лет учился у основателя русской портретной школы И.М. Никитина, а после ссылки последнего в Сибирь – у придворного живописца Л. Каравакка.
С 1730 годов Мину Лукича приглашают работать при царском дворе. Ему поручали разного вида работы, отказаться от которых он права не имел, так как находился в крепостной зависимости. Совместно с братьями он пишет плафоны в Зимнем и Летнем дворцах и дворцах Царского села, образа для соборов и церквей, парадные портреты вельмож. В Москве он расписывает церковь Головинского дворца, выполняет эскизы к Красным триумфальным воротам. Кроме того, он был известен многочисленными соучастиями в выполнении работ, связанных с украшением официальных событий и торжеств, например, коронации Елизаветы Петровны. Вместе с братьями Мина Колокольников помогал итальянскому художнику Перезиотти создавать декорации для придворного театра. Нередко Колокольникова просили написать огромные картины в аллегорическом стиле для триумфальных ворот. Представители высочайших слоев общества поручали ему различного рода росписи.
Несмотря на это, сердце художника принадлежало портретной живописи, чем он и занимался в свободное время.
С 1740 годов Мина Лукич становится одним из видных живописцев столицы. Портреты его кисти пользовались большой популярностью при дворе. Так, в 1750 году, выполненный им портрет императрицы Елизаветы, украсил конференц-зал Академии наук. В эти годы он удостаивается права иметь собственную мастерскую, где смог писать любимые портреты, и обзавестись учениками.
Период сотрудничества с прославленными итальянскими художниками того времени Д. Валериани и А. Перезинотти оказал существенное влияние на Колокольникова, однако он сохранил свою самобытность. Манере художника присущ интенсивный и сочный колорит, берущий начало в красочном народном искусстве.
Несмотря на блестящую карьеру, Мина Лукич продолжал оставаться крепостным почти до самой смерти. Так желанная им свобода была дарована ему лишь в 1773 году, когда знаменитому художнику было уже 65 лет.
Умер Мина Лукич Колокольников в возрасте 67 лет в 1775 году в Петербурге.
Его картины хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, и некоторых других.
Купец, промышленник, предприниматель
— Наталья Геннадьевна, справедливости ради стоит рассказать и о человеке, изображённом на картине, также нашем земляке. Так кто же такой Савва Яковлев?
Родился он в 1712 году в Осташковской слободе в семье мещанина Якова Собакина. В возрасте 21 года, как и многие его сверстники, отправляется в столицу на поиски своего счастья «с полтиною в кармане и с родительским благословением». Свою карьеру в Петербурге начал с того, что продавал рыбу и телятину в разнос.
Торговал он вблизи императорского летнего сада. По преданию, зазывая покупателей, он обратил на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны, которая питала слабость к сильным мужским голосам. Это был первый шаг к его ошеломляющему успеху. Савва Собакин становится поставщиком телятины к столу императрицы.
Находясь под покровительством царствующей правительницы, Савва Яковлевич начал развивать свое дело. К 1746 году ему удалось заключить несколько выгодных сделок. Он получает право откупа на питейные сборы в десятках городов империи, в том числе и на Урале.
Также он заполучил часть внешних таможенных сборов. Во время Семилетней войны Савва получает разрешение на снабжение российской армии продовольствием. Но вскоре он был уличен в махинациях, и ему грозил военный суд. Лишь благодаря своим связям и деньгам он смог уклониться от ответственности.
Во времена правления Елизаветы Петровны Савва Собакин скопил первоначальный капитал, который вложил в оборот. Первоначально он обращает внимание на предприятия легкой промышленности. Он покупает кожевенную мастерскую, полностью ее реконструирует и расширяет до уровня кожевенного завода. Оборудование для нового предприятия было закуплено в Англии и Голландии. Вскоре Савва приобретает в Ярославле парусно-полотняную мануфактуру.
С Собакина — на Яковлева
Но для удачливого предпринимателя необходим был соответствующий титул. В 1762 году Петр III «За особенно оказанные Его величеству услуги» жалует Савву Яковлевича в титулярные советники. Поговаривали, что Савва снабжал императора деньгами. Вскоре по указу Сената его производят в коллежские асессоры – штаб-офицерский чин, дававший потомственное дворянство.
Есть легенда, повествующая о своеволии Саввы Собакина. Взошедшая на престол в 1762 году в результате переворота Екатерина II, приказала по этому поводу выдавать народу водку в кабаках бесплатно. Савва, недовольный смещением Петра III, ослушался, чем навлек на себя гнев императрицы. Ему была выдана чугунная медаль весом в один пуд, и приписано носить ее по праздникам на шее. Однако, наказание длилось недолго. Однажды императрица выразила негодование по поводу ужасного состояния одной сельской церкви. Савва собрал мастеров, которые в короткий срок привели храм в надлежащий вид. В благодарность Екатерина простила Собакина, отменив свое наказание, и повелела сменить его простонародную и неблагозвучную фамилию на благородную Яковлев.
Как дворянин Савва Яковлевич вступает в ряды Вольного экономического общества, где знакомится с Ломоносовым. Михаил Васильевич стал первым наставником Яковлева по горнозаводскому делу. Знакомясь с железоделательным производством, он побывал в Олонце, Туле и на Урале. С 1766 по 1779 годы Яковлев покупает шестнадцать и строит шесть чугуноплавильных, железоделательных и медеплавильных заводов. Он создает крупнейшее на Урале заводское хозяйство, став самым богатым и удачливым предпринимателем в России. Наряду с Демидовыми Савва Яковлев и его потомки сыграли важнейшую роль в развитии дореволюционной уральской промышленности, уступая Демидовым лишь в том, что те стояли у истоков уральской индустрии.
В Петербурге Савве Яковлевичу принадлежали дом на Мойке, Миллионной улице, 50 каменных лавок в Гостином дворе. Он приобретает в собственность громадный земельный участок в районе Сенной площади, который тянулся между рекой Фонтанка и Садовой улицей. На нем для Яковлева по проекту архитектора Растрелли рядом с Сенной площадью был построен большой дворец (не сохранился). А на самой Сенной площади на средства С. Яковлева был построен большой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной). Иконы для иконостаса этого храма были выполнены Миной Лукичом Колокольниковым. Рядом с храмом высилась 40-метровая трехъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Говорили, что при жизни Саввы Яковлевича звонили в этот колокол лишь тогда, когда он дозволял, и будто бы язык колокола к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел.
С духовными властями Савва умел находить общий язык не хуже, чем со светскими. Недаром в 1859 году в память о нем в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом была воздвигнута надвратная церковь в честь Священномученика Саввы Стратилата.
Но не забывает Савва Яковлевич и о своей малой родине. При его участии в Ниловой пустыни был отлит большой трехсотпудовый колокол и два малых. С.Я. Яковлев пожертвовал значительные средства на строительство в Ниловой пустыни Крестовоздвиженской церкви. На его деньги были построены каменные ограды вокруг Знаменского и Житенного монастырей в Осташкове, Успенский храм в Никола Рожке. Им были сделаны пожертвования в монастырь в селе Рогожа и в осташковский Троицкий собор.
От брака с Марьей Ивановной Яковлевой Савва Яковлевич имел пять сыновей и двух дочерей, которые после смерти отца разделили все его огромное состояние, но активной предпринимательской деятельностью они не занимались.
«…Отечеству доставил превеликую пользу…»
Умер С.Я. Яковлев 21 февраля 1784 года и был похоронен в самом элитном некрополе Петербурга, на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Здесь хоронили лишь лиц из придворной знати и высшего чиновничества. За большие деньги, внесенные в монастырскую казну, Яковлев еще при жизни добился разрешения быть погребенным среди знатнейших персон. На его могиле и сегодня стоит мраморный саркофаг с рельефным бронзовым портретом колоритного русского предпринимателя. На памятнике было выбито: «Сибирских, Невьянских и других железных и медных заводов и Ярославской большой полотняной мануфактуры и разных фабрик содержатель, супруг верный, отец чадолюбивый, истинный христианин… не менее был он и гражданин добрый, ибо через много-полезное заведение знаменитых в России заводов и фабрик не только самому себе приобрел бессмертную славу попечительного домостроителя, но и целому Отечеству доставил превеликую пользу…».
Во все времена Осташков славился своими жителями, среди которых — немало выдающихся людей. Краеведческий музей хранит память об этих людях. В нём также есть уникальные вещи, о которых мы ещё расскажем читателям. Экскурсанты посещают город в разное время года и многих интересует не только туристическое направление, но и история, которую писали наши земляки, а сотрудники Осташковского краеведческого музея расскажут о редких и уникальных предметах — исторических жемчужинах Селигерского края.
Ирина ТИНУС
Использована литература:
«История русских родов. Яковлевы купцы». Т.В. Барсегян (Куксинская). «Нилова пустынь. Монастырь и мир». Издание третье, переработанное и дополненное. Издание Нило-Столобенской пустыни. 2017. А.Б. Мухин. «Савва Яковлев – купец, промышленник, предприниматель». Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005 Вып. 4.