В юности все мы были увлечены творчеством. По крайней мере, мечтали овладеть каким-то музыкальным инструментом или научиться рисовать. Кто-то, вероятно, сумел развить в себе определенный талант, другой остановился на любительском уровне, ну а третьему не хватило времени и мотивации даже, чтобы приступить к занятиям. Уже во взрослой жизни мы порой ощущаем в себе творческие импульсы родом из детства, но не прислушиваемся к ним. Стыдливо отмахиваемся от мечты и считаем, что уже поздно браться за струны и кисти. Сегодня мы пообщаемся с талантливым художником и педагогом, доказавшим, что творчество не имеет возрастных границ — начать рисовать можно и в 5 лет, и в 60.
Почему-то люди охотно соглашаются с тем, что нижней возрастной границы для развития творческих навыков не существует, но с большим скепсисом относятся к утверждению, что нет и верхней. И совершенно напрасно! Напомним, что художник Александр Зазынов закончил тверское художественное училище им. А.Г. Веницианова в 50 лет. Примерно в том же возрасте талант в себе открыл и Александр Гусев. К тому времени у него на руке уже недоставало нескольких пальцев, но это не помешало ему стать одним из самых узнаваемых и оригинальных художников Осташкова.
В пятницу я отправился во Дворец культуры «Юбилейный», где на втором этаже по пятницам художница Оксана Шалимова в своей студии «АртСпираль» учит рисованию взрослых. Сразу оговоримся, что с детьми и взрослыми она также занимается на острове Городомля.
В небольшом светлом кабинете за мольбертами на листах формата А2 увлеченно штриховали ученицы Оксаны: Лидия Логутова, Ольга Васильева, Любовь Сергеева и Анна Бернер. У стены перед ними расположился сложный натюрморт, включающий в себя драпировку, гипсовый шар, сухоцветы в стеклянной вазочке и раскрытую книгу с актрисой Одри Хепберн на странице разворота. Другая была залита красным цветом и в этой композиции служила контрастом.
Я застал третий и, по всей видимости, заключительный урок, посвященный этому натюрморту. На первом ученицы Оксаны занимались компоновкой, конструктивным построением из простых форм и эскизом. На втором, приступив к штриховке, начали передавать объем, свет и тень. И вот сегодня уже должны закончить рисунок.
Помаячив некоторое время за спинами, я всё же решился побеспокоить увлечённых творчеством женщин, задав им несколько вопросов. Выяснилось, что все они пришли на занятия к Оксане осенью прошлого года. Ранее изобразительным искусством не занимались, но давно мечтали попробовать. Эта мечта их всех и объединила.
— Думаю, что эта мечта родом из детства, — говорит Лидия Логутова. — Как и многие девочки я грезила о том, чтобы стать модельером и создавать красивые платья… И даже хотела поступить в институт легкой промышленности, но жизнь сложилась иначе. И более до недавних пор в ней ничего связанного с рисованием не было.
— Как вы представляете себе конечную цель ваших занятий? — спрашиваю у учениц. – Чего бы вы хотели нарисовать?
— Мы как самураи, — шутя отвечает Анна Бернер. — У нас нет цели, только путь!
— Прежде всего мы хотим научиться видеть и чувствовать красоту вокруг себя, — произносит Лидия Логутова.
— Сначала мы пришли сюда по зову сердца, повинуясь детской мечте, — рассуждает Ольга Васильева. – Потом произошел некий перелом. Включился серьезный подход. Сейчас эти занятия – неотъемлемая часть нашей жизни. И мы места себе не находим, если в пятницу не рисуем в этой студии.
— Мне кажется, что они должны начать понимать что делают, — говорит уже Оксана Шалимова. — То есть научились рисовали не интуитивно, а осознанно. Отдавая себе отчет, почему стоит выбрать тот или иной цвет, тон, почему штриховка должна быть выполнена именно так, а не иначе, и почему композиция именно такая.
Довольно продолжительную часть беседы с педагогом мы посвятили разговору о принципиальных отличиях в обучении детей и взрослых.
— Со взрослыми можно разговаривать о серьезных и сложных вещах, а дети многое постигают через игру, — делает вывод Оксана. Они предпочитают легкий, непринужденный формат лет до 10-11, а потом с ними уже можно говорить о построении перспективы и прочем. Но при этом и взрослым, и детям должно быть одинаково интересно. Вот и с этой группой на первых занятиях мы просто присматривались друг к другу, чтобы понять, зачем мы здесь. Если бы ученики захотели начать наши уроки с портрета, то мы бы так и сделали. Но они рассудили, что следует сперва разобраться с азами, академическим рисунком, чтобы потом было проще. Академический рисунок мы чередуем с чем-то медитативным, вроде этюдов акварелью.
— Существует такое распространённое мнение, что дети более пластичные, раскрепощенные, у них лучше с фантазией, а взрослые закрепощены и зажаты, — продолжаю разговор с художницей. — Как вы справляетесь с внутренними зажимами ваших взрослых учеников?
— Это очень актуальная проблема и задача для учителя. Даже детям после садиков, где они рисуют по шаблончикам, нужно какое-то время, чтобы понять, что их не будут ругать за зеленое небо, синюю траву или случайное пятно краски на бумаге. Через такие вот эксперименты получает свободу творческое начало. Ну а взрослые боятся вообще всего. Многие очень хотят, но не идут на занятия просто потому, что боятся показаться неумехами. На самом деле, у всех есть способности. Все могут их развивать, а страх — это самый главный тормоз.
— Да, действительно, у нас у всех был какой-то комплекс, боязнь сделать что-нибудь не так, — вспоминают ученицы. – Мы и сейчас продолжаем с ним справляться.
— Для снятия зажима мы используем разные смешанные техники, — говорит Оксана Шалимова. — Рисовали пальцами, пробовали акварель, гуашь, сангину, уголь, соус, изучали цвет… Когда станет теплее выйдем на пленэр рисовать Осташков!
Прощаясь с художницей-педагогом, мы попросили её придумать какое-то упражнение или мастер-класс для читателей газеты «Селигер».
Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора, Ольги Гусинской и из архива студии