В конце прошлой недели в осташковской художественной галерее состоялось открытие групповой выставки художников объединения «Сорога». Живописцы представили реалистичные сюжеты, в которых подлинно отражено скромное очарование провинции, растворяющейся в пейзажах первозданной природы.
Не знаю наверняка, как и когда точно оказались в наших краях эти три художника, но, вероятно, как и многие прочие представители творческого ремесла, они сумели отыскать здесь источник вдохновения, веками питающий тех, кто не бежит от постной духовной пищи, а, упражняясь в аскезе, открывает для себя новые грани мастерства. Созерцая работы этих очень близких по духу нам, провинциалам, художников, можно услышать, как начинает звучать застывшая в картинах музыка. Она звучит чуть слышно. Кротко. Часто тоскливо. Но при этом пробуждает сильные чувства у тех, кто улавливает её сердцем и стремится понять.




В зале с колонной знакомимся с картинами Владимира Арепьева. Родился он в 1949 году в Тульской области в семье гончаров. Окончил Казанское художественное училище. Живёт и работает в Калуге. Является членом Союза художников России и имеет почётное звание «Заслуженный художник России». Участник более 130 художественных выставок и 25 персональных. Работы его хранятся в музеях России и частных коллекциях.
Представленные на выставке работы Владимира Арепьева можно разделить на два основных блока, отвечающих разным течениям. В основном видим реалистичные, иногда узнаваемые пейзажи, написанные преимущественно маслом на холсте. Вот, например, «Весна в Осташкове» — опоясанный старыми домиками берег в конце улицы Евстафьевской; «Красные тени на домах в Осташкове» — улица Орловского с опутанными резкими тенями деревьев каменными домами и спящими на берегу лодками. Здесь же видим ещё полтора десятка выразительных пейзажей, на которых запечатлена природа в различных состояниях – осенний вечер у реки; едва угадывающийся средь сугробов и ветвей ручей; дорожка в деревню через холмистое поле… Настроение считывается моментально. Одно из центральных мест занимает триптих с церквями, на примере которого можно изучать, как подбор цветовой и тоновой палитры работает на воплощение авторского замысла и передаёт это самое настроение.
В отдельный блок мы отнесли семь полотен, выполненных в модернистском направлении. Привычные для провинциальной жизни явления, вроде пастуха с козой или застигнутых первой метелью сельских жителей с коровой, благодаря переосмыслению и игре с формой, цветом, перспективой и композицией превращаются в фантасмагорические сновидения. На стыке двух обозначенных блоков находится самое масштабное полотно «Туман» — два юноши, стоящие на разных берегах, запускают в окутанный дымкой водоём кораблики. Композиция передаёт какое-то драматическое напряжение, что заставляет задуматься о заложенном автором символизме. Сон это или явь? На колонне в центре зала Владимир разместил четыре расписанных двуручных пилы, воплощающих антропоморфные образы времён года.
В следующем зале с декоративным камином разместились картины живописца и графика Игоря Либмана, выполненные в разной технике. Игорь выпускник Тверского художественного училища им. Венецианова. В начале 1990-х он переехал в Псков, а спустя семь лет трагически погиб в автокатастрофе. Спустя почти 30 лет память о художнике жива. Рисунки, наброски, этюды – все эти работы, многие годы хранившиеся в семье, вошли в одно из частных собраний, а сейчас представлены в экспозиции галереи.
Быстрые штрихи пастельных карандашей на крафтовой бумаге складываются в зимний пейзаж у реки. С ним по настроению контрастирует написанный гуашью промышленный пейзаж с чадящими трубами какого-то завода, расположенного у реки в городе Твери. Маслом на картоне художник изобразил Исаевский ручей с выброшенным на берег судном и ведущей от берега извилистой тропой, уходящей в какое-то глухое селение. На другом полотне видим только ступени храма и арочный вход. Краешек ступеней залит тёплым солнечным светом, приглашающим войти. Талант художника, умеющего быстро и точно ухватить натуру, раскрывается и в рисунках на бумаге простым карандашом.
На первом этаже происходит наше знакомство с ещё одним выпускником Тверского художественного училища им. Венецианова – членом Московского Союза художников, многократным победителем российских и международных выставок Алексеем Чайкасовым. Выставочной деятельностью он занимается уже более 30 лет, а в 2008 году стал победителем Международного конкурса в области современного искусства ING Fres (Лондон), в котором принимали участие художники из 50 стран мира. Алексей живёт и работает в Москве. Картины его находятся в частных коллекциях в России, Италии, США, Канаде, Франции, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Греции, Сербии и Латвии.
И снова в первую очередь внимание наше привлекает узнаваемая архитектура Осташкова. На двух вертикальных картинах изображены колокольни Воскресенской церкви и Троицкого собора. Также маслом написан утопающий в бурьяне одинокий дом на фоне закатного неба, на котором уже проступает позолоченный рожок. Написал Алексей Чайкасов и пейзаж с мостом через реку Сорогу – место особенно ценное для творческого объединения. Картина «На ярко зелёном фоне» напоминает нам о том, сколь выразительным может быть в живописи минимализм — на залитом ярко зелёном фоне видны вкрапления маленьких жёлтых пятнышек, а воспринимается это как вполне реалистичное поле с одуванчиками. Кто-то наверняка для себя отметит, как перекликаются композиция и геометрия на некоторых очень непохожих, на первый взгляд, полотнах. Так на двух широкоформатных запечатлены белоснежные извилистые ступени, ведущие к морю на далёком Санторини, а на другом, относительно этих двух небольшом, тоненькую извилистую тропинку, петляющую мимо деревянных заборов где-то в нашей родной глуши.
В заключение отметим, что Осташковская художественная галерея продолжает впечатлять обилием новых имён и интенсивностью открытия новых выставок. Для ценителей изобразительного искусства это какой-то непрекращающийся праздник. Пока мы знакомились с этими тремя авторами, в большом зале завершала свою работу выставка Веры Колгановой «Михаил и Ольга со чадами – семейная история, рассказанная правнучкой» и началась подготовка очередного события. Не пропустите!
Андрей РЯБОЧКИН