Еще в глубокой древности люди стали понимать, что разделение труда – это выгодно. Древние охотники и рыболовы использовали примитивные орудия, изготовленные своими руками.

Однако для ежедневных работ они нуждались в инструментах и инвентаре, которые не могли сделать сами. Так появились разные ремесла, соответствующие нуждам и желаниям людей.

Большинство ремесел имели цели облегчить труд рыбаков, землепашцев или работу в домашнем хозяйстве. Но были и такие, которые сочетали прагматизм с эстетикой и дарили красоту в нелегкой повседневной жизни.

Одно из таких ремесел – медницкое. Оно связано с обработкой и созданием изделий из кованой меди. Производство медных изделий на Руси было распространено с давних времен. В летописях X-XII веков указывается, что русские ремесленники производят более 150 видов изделий из различных металлов – железа и стали, бронзы и меди, золота и серебра. Упоминается существование в XVI веке на Макарьевской ярмарке медницких торговых рядов. Особого расцвета производство медных изделий достигло в XVIII-XIX вв. на Русском Севере.

Согласно Историко-статистическому описанию города Осташков 1880 года, в последней четверти XVIII века, в Осташкове имелось 4 медницких мастерских. Мастера-медники изготовляли, преимущественно, домашнюю посуду и утварь – самовары, кастрюли, чайники, кофейники, кумганы, ковши, подносы, тазы, баки, ведра, подойники, кружки и другие. Материалом для изготовления посуды и хозяйственной утвари служили красная медь и латунь.

Виртуозное мастерство старинных умельцев сказывалось в технике изготовления медных изделий. Медные изделия выполнялись техникой кузнечной ковки, литья, выколотки с использованием чеканки, вытяжки, пайки, вальцовки.

С помощью специальных инструментов медный лист вытягивался, удлинялся или, наоборот, осаживался, становился толще, короче. Таким образом получали заготовки – чашу, цилиндр. Из них то и выделывали посуду. Наиболее трудоемкими в изготовлении были чайники и кувшины грушевидной формы. Для них приходилось выколачивать и осаживать большие полоски металла. Чаще всего чайники и кувшины делали из цилиндрической заготовки. Ее диаметр брали с расчетом на самую узкую часть – горловину. В цилиндр вводили шаровидную стойку, ударяли сверху по металлу молотком, и стенки постепенно принимали выпуклую форму. Восьмигранные сосуды создавали тоже из цилиндрических заготовок, поверхность которых размечали на восемь частей. Каждая осаживалась на плоских стойках или ригелях. Стопы, стаканы, кружки и прочую конусовидную посуду делали только из цилиндров нужной высоты. Один конец цилиндра расколачивался на наковальне. По верхнему краю напаивался фигурный рантик, по нижнему — поддон. Внутренняя поверхность изделий, предназначенных для приготовления пищи, обязательно покрывалась слоем оловянной полуды.

При изготовлении медных изделий преобладал ручной труд, хотя уже делались попытки заменить мускульные усилия ремесленников различными механизмами, облегчающими и ускоряющими производство – прессами, штампами. В большинстве мастера чаще обращались к техникам, связанным с формой предметов, а не с их орнаментированием. Подавляющее большинство вещей не имеет орнамента. Это, вероятнее всего, связано с тем, что данная продукция была рассчитана, в первую очередь, на хозяйственные нужды представителей низших слоев населения, на небогатого обывателя, крестьян. Функциональные свойства изделий преобладали над их декорированием. Кроме того, возрастающий спрос на медные изделия способствовал увеличению и ускорению производства, что неизменно сказывалось на их внешнем виде. Тем не менее, некоторые из них имеют неоспоримые художественные достоинства.

Самая популярная форма – цилиндрическая. Она обязана своим распространением удобству перемешивания в ней, это уникальная взаимосвязь между содержимым и пространством, а в дальнейшем и удобству очистки.

Закругленная форма в дополнение к эстетическому виду, является оптимальной для длительной варки, например, если это тушение с минимальным использованием жидкости, поскольку пар так лучше конденсируется.

Не менее распространенная форма, так называемый горшок, поскольку благодаря оптимальной высоте и толщине стенок, обеспечивает идеальное регулирование температуры, необходимое для создания блюд, требующих длительного, но деликатного приготовления.

На основе изделий из собрания Осташковского краеведческого музея имеется возможность дать краткую характеристику продукции осташковских медников XIX – 1-й половины ХХ в.

Большие медные котлы в виде округлого, слегка расширяющегося книзу сосуда с двумя плавно изогнутыми ручками, предназначались для кипячения воды. Основным способом изготовления медных котлов была выколотка из одного или двух медных листов. Соединительный шов запаивался или сваривался. Дно и края верхнего борта завальцовывались. Ручки к ним припаивались или приклепывались. Чистые пустые котлы могли висеть на стене рядом с печью на деревянных гвоздях или стоять перевернутыми вверх дном на полатном воронце.

Ведра для переноски воды и кипячения белья изготавливались таким же способом, как и котлы. Они имеют округлую форму, расширяющуюся к низу. Но в отличие от котлов, нижняя часть ведра закруглялась, и к ней припаивалось дно. Дужки ведер фиксируются за ушки, приклепанные или припаянные к корпусу.

Были в обиходе и медные кастрюли, ковши и сковородки с одной длинной ручкой. В отличие от котлов и ведер они были цельными, выполненными методом выдавливания по форме основы из одного куска меди. Ручки к ним крепятся посредством клепки или пайки. В некоторых случаях ручка была полая, в отверстие которой вставляли деревянную рукоять.

Методом выдавливания по форме изготавливали и тазы. Но края их завальцовывали. На одном из тазов из собрания ОКМ имеется надпись: «Сей тась принадлежыть Ивану Николаевичу Пымешкову Города Осташкова мастеръ Михаилъ Александровъ Красильниковъ 1879 года (Осташ)ковъ».

Особый интерес представляет собой специальный сосуд для тушения рыбы — латка. Удлиненная, с заоваленными краями и двумя припаянными ручками глубокая посуда с крышкой. Внутри кастрюли имеется специальная вставка с отверстиями для возможности приготовления блюда на пару.

Посуда, предназначенная для подачи блюд к столу представлена тарелками, подносами, ендовами. Тарелки были известны на Руси еще с XVII века, и назывались изначально тарелями. В крестьянском доме ими пользовались редко, отдавая предпочтения мискам и чашкам. Подносы предназначались для подачи блюд на стол, а также на них ставили самовары.

Еще одним сосудом, связанным с праздничной трапезой, являлась ендова. Ендова широко бытовала на Руси в XVI-XVII веках, в XVIII-XIX веках ещё встречалась в купеческом и крестьянском быту. Изготавливалась из меди или латуни. Представляла собой круглую в сечении невысокую чашу на поддоне со сливным носиком. Боковые поверхности корпуса расчеканивались ложками (специальный инструмент). Судя по историческим свидетельствам, ендову никогда не выставляли на стол в качестве питейной посуды. Как писал историк Н.И.Костомаров: «Ендова была сосуд более кухонный, но употреблялся и как столовый для приноса питья …», то есть предназначался для разлива напитков на праздничных трапезах. Хозяйка разливала напиток по стаканам и уносила ендову.

Разнообразна в музее коллекция чайников, кофейников, кувшинов: от маленьких – на пару стаканов, до больших – ведерных. Различаются они и по форме. От самых простых – цилиндрических, с приваренным изогнутым носиком и плоской ручкой, крепящейся к ушкам, припаянным или приклепанным к корпусу. До изысканных – с граненным или фигурным корпусом. Интересны чайнички, у которых одна длинная изогнутая ручка, приклепанная к корпусу. А вот крышки у большинства чайников фигурные – в три-четыре яруса, с круглым верхом. Привлекают внимание кувшины, подражающие восточным кумганам XVI века. У одних, округлых по форме, изогнутый носик традиционно соединяется с горлом узкой перемычкой. У других, уплощенно шаровидных, небольшой слив вплотную примыкает к высокому сужающемуся горлу.

Необычайно интересны формы для кексов и заливного. Изготовлены они методом выдавливания, затем их украшали кованым орнаментом. Формы для кексов украшены растительно-геометрическим орнаментом. Формы для заливного — орнаментом в виде барашка, рака и раковины.

Самовары осташковских медников представлены несколькими типами:

— Самовары с туловом в виде античной амфоры и приподнятыми кверху литыми ручками.

— Самовары-чайники. По форме они напоминают чайник: цилиндрическое сплюснутое тулово с припаянным широким носиком и литой ручкой с противоположной стороны, снизу припаяны четыре ножки. Внутри же устроены, как самовары: отделение для воды, и отделение для углей.

— Дорожный самовар отличается от классического тем, что имеет кубовидное тулово с четырьмя изогнутыми ножками, и фигурную деревянную ручку для переноски.

— Самовар-кухня является одной из изюминок музейной коллекции. Самовар в форме шара, внутренне пространство поделено перегородкой на две части, закрывающимися двумя полукруглыми съемными крышками. Одновременно в таком самоваре-кухне приготавливали сразу же два блюда, экономя при этом драгоценное время.

Так чем же медь привлекала внимание? Почему в давние времена и по сей день ценится посуда из меди?

Медь – самый лучший проводник тепла. Теплопроводность меди в десять раз выше, чем теплопроводность стекла и нержавеющей стали, и в два раза выше показателей посуды из алюминия. Профессиональные повара и кулинары всего мира ценят медную посуду. Еда, приготовленная в ней, имеет особые вкусовые качества. Блюда готовятся гораздо быстрее, нежели в любой другой, благодаря равномерному распределению температуры по всему сосуду, одинаково обволакивая приготовляемые продукты теплом. Кроме того, у нее отличные антипригарные качества. Блюда прекрасно пропекаются и не пригорают.

Посуда из меди очень гигиенична, она препятствует появлению бактерий и грибов. В древности в медных кувшинах обеззараживали воду. Соответственно, приготовленная в медной посуде еда никогда не будет содержать микробов и других вредных организмов.

Недостатком медной посуды является окисление. Когда она соприкасается с кислотосодержащими продуктами, на ней появляется налет. По этой же причине посуда не подходит для использования в условиях повышенной влажности. Для решения этого недостатка, медную посуду необходимо лудить или посеребрить.

Медная посуда одинаково хорошо подходит для приготовления самых разнообразных блюд, в том числе и сложных. Деликатное приготовление пищи – вот назначение медной посуды. Самые замысловатые десерты или изысканные соусы могут быть приготовлены должным образом исключительно в меди, ведь она позволяет готовить на маленьком или среднем огне. Так весь процесс становится подконтрольным и позволяет получить нужную консистенцию блюда. Единственное, чтобы блюда, приготовленные в медной посуде, получились вкусными, необходимо научиться регулировать мощность используемого огня.

Сегодня медная посуда – это, в первую очередь, способ подчеркнуть вкус хозяйки, придать кухне элегантности. Такая посуда смотрится эффектно, создавая атмосферу особой роскоши.

Литература: Гончарова Л.Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. М., 2000.; Л. Калмыкова. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995; Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа 16-17 вв.». Глава VIII «Мебель и утварь»; интернет ресурс. Российский гуманитарный словарь; медная посуда/taiga.ethnoschop.net/nature. posuda.htm.

Наталья Артюхова, научный сотрудник Осташковского краеведческого музея

Добавить комментарий