в китайской живописи Елены Коцюбинской

Китайская живопись – отдельная вселенная в мире искусства. Познакомиться с её традициями вы можете уже сейчас в Осташковском краеведческом музее (Володарского, 19). На прошлой неделе там открылась выставка мастера живописи и графики, педагога высшей категории, члена Союза педагогов-художников РФ Елены Коцюбинской.

Возможно, вы помните, что первое знакомство с этой тверской художницей состоялось здесь же – в Осташковском краеведческом музее в феврале 2019 года. Тогда она впервые представила осташам своё творчество в рамках персональной выставки «Россыпь впечатлений».На выставке можно было увидеть её пейзажи, сюжетные картины, в том числе в стиле «фэнтези». Среди прочих работ увидели и картины Елены, выполненные в направлении классической китайской живописи. Их было немного.

Открывшаяся 20 января в музее выставка «Следуя смыслу» полностью посвящена китайской живописи Елены Коцюбинской. Всего это около 30 картин на рисовой бумаге. Прежде чем перейти к их содержанию, немного расскажем о самой технике и классических сюжетах.

В традиционной китайской живописи слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции и философия бытия. Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.

Главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии. Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия. Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию.

Если говорить о сюжетах традиционной китайской живописи, то в разные времена и на разных этапах развития, в разных школах и традициях на первый план выдвигалась то бытовая повествовательная живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет. Но перейдём, наконец, от теории к экспозиции Елены Коцюбинской.

Все работы художницы выполнены на листах рисовой бумаги тушью и минеральными красками. Листы обрамлены шёлковыми полями и помещены уже в привычные нам рамы под стекло. Выглядит всё это необычайно нежно и аккуратно. Сюжеты самые разнообразные. Так на картине «Водяной страж» изображен китайский водяной дракон на фоне луны и морских волн. А вот классические пейзажи – «Зимой в горах», «Синий пейзаж шань-шуй», «Вечер на реке» и «Старая мельница». На этих картинах не просто запечатлена красота природы, но раскрывается её переменчивое настроение и тема циклов жизни.

Далее можно также выделить классический блок с цветами, веточками и стеблями – «Стойкость бамбука», «Слива мэй», «Вьюнок», «Пионы и нарциссы», «Цветок Будды»… Разглядыванию этих растений и постижению авторского замысла следует посвятить некоторое время. Это почти медитативный процесс. Так в китайской живописи бамбук – это символ крепости духа, стойкости, долголетия, верности, непреклонного характера человека высоких моральных принципов. Бамбук может согнуться под натиском ветра, но не сломаться. Причудливо изогнутые и переплетенные ветки сливы мэйхуа с нежно розовыми и красными цветами также несут в себе глубокий философский смысл. Один из древних мастеров так писал о мэйхуа: «Тайна живописи мэйхуа заключается, прежде всего, в подробном обдумывании замысла, а потом уже рука должна двигаться без колебаний, словно вдохновлённая неким безумием».

Третий и заключительный блок эксплозии художницы посвящен животным. Здесь и милый котёнок с большими голубыми глазами, и парочка серых котов, и тигрёнок, и лисята, и петушиное семейство, и милашки-еноты, и цапли на озере, и детально пропитанный пейзаж с оленями… Сперва, при беглом и общем осмотре, все эти сюжеты с животными кажутся вполне привычными. Но стоит подойти поближе и взглянуть на любое отдельное изображение, как тут же приходит понимание, в чём заключается особенность техники. Все штрихи точно выверены. Кажется, что нельзя что-то прибавить или убавить вовсе. Что это легко может нарушить гармонию и разрушить очевидно свойственный технике минимализм.

Еще я обратил внимание на печати художника – квадратные или другие геометрические формы с вписанными в них иероглифами красного цвета. Они присутствуют на каждой картине, являются частью композиции, но о значении их мне ничего разузнать не удалось.

Впрочем, возможность познакомиться с художницей лично и задать ей вопросы у нас появится в феврале, когда Елена Коцюбинская посетит выставку в Осташкове. Кстати, параллельно в эти дни в Ботаническом саду Тверского государственного университета работает её выставка «Танец кисти», также в жанре китайской живописи.

Упомянем также, что в центре Твери существует арт-пространство «Белая ворона», в котором с октября 2021 года организуются мастер-классы для взрослых, которые хотят отдохнуть от волнений, тревог и забот, почувствовать себя живыми, интересно и умиротворенно провести время. Елена Коцюбинская проводит там мастер-классы по направлениям: китайская живопись, рисование акрилом и рисование маслом.

Лев ГАНИН

Добавить комментарий