Вечер инструментальной музыки, анонсированный на второй вечер фестиваля — «Праздник для двоих», — таил интригу. Аккордеон – ну, понятно; маленький орган в руках музыканта-виртуоза. Что такое музыкальный инструмент маримба? И как эти два инструмента могут сочетаться между собой?

Что только не звучало под сводами концертного зала за 32 сезона! И инструменты средневековой Европы, и стучалки и гремелки русской деревни; не говоря уже о большом разнообразии более привычных глазу и слуху духовых, струнных, клавишных, ударных, смычковых инструментов. Так вот явление маримбы: это клавишный ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором. Возникла маримба в Малайзии и затем стала распространённым инструментом в Африке, Мексике, Центральной и Северной Америке. Используется в американской популярной музыке. Но главное, наверное, не сам инструмент, а кто на нем играет и что на нем можно исполнять.

На первый вопрос ответ: за маримбой – человек-оркестр Виктор Сыч. Он виртуозно манипулирует палочками, порой переключается на ударную установку, декламирует, а иногда и подает звуковой сигнал … свистком! Но вопрос: можно ли на маримбе исполнять классику? (Вариант: хит детсадовских ксилофонистов «Во саду ли, в огороде», мотив которого использован также в опере Н.А. Римского-Корсакова, не предлагать!). Да, оказывается, можно. Конечно, это классика современного звучания. Например, «Ледяной дом» — русская сказка, написанная Родином Щедриным специально для маримбофона и исполненная Виктором Сычом и на премьере произведения, и в концертном зале «Вечеров…». Был исполнен еще ряд сольных произведений – разной степени сложности и мелодичности.

Но наиболее интересным, оригинальным было дуэтное исполнение двух музыкантов. Надо сказать, что Мария Власова – большая мастерица; на вид хрупкая сударыня, она с легкостью укрощает свой, далеко не миниатюрный инструмент; он превращается то в орган, то в гармошку-трехрядку. Хороши сыгранные её музыкальные композиции сольно (Бах, например), но повторюсь: праздник все-таки был для двоих — не считаю зрительного зала. Были исполнены сложные для восприятия вещи (Мориса Равеля; недавно ушедшего российского композитора Дмитрия Захарова), так и очень проникновенные, радующие слух и душу произведения классиков и современных композиторов.

В ранее заявленной программе произошли перемены, и мы с восторгом слушали, как было сказано, мировую премьеру четырех танцев Михаила Броннера, которая состоялась в присутствии самого маэстро. Броннер – признанный композитор, автор более 100 музыкальных произведений – от камерных сочинений для самых необычных инструментальных составов, до симфоний, балетов и опер, сочинений для детского хора, музыки к театральным спектаклям. Думаю, что Михаил Борисович был вполне доволен как исполнением произведения, так и реакцией зала.

И еще об одном нюансе хочется сказать, анализируя наш «Осташковский феномен», как порой в столицах говорят о селигерском фестивале. Это контакт со зрителями напрямую, не имеющий преграды в виде рампы и помпезно-высокой сцены. Не всем музыкантам удавалось преодолеть эту невидимую черту. Марии Власовой и Виктору Сычу это удалось великолепно, едва ли не с первых, еще не очень привычных для восприятия произведений. Ну а завершение вечера – композиция-шутка с воздушными поцелуями – и вовсе вписала этот дуэт в список самых обаятельных друзей фестиваля. Так что праздник получился не только для двоих!

Наталья Николаева
Фото Татьяны Глузман

Добавить комментарий