Начало Осташковскому общественному театру положил в XIX веке школьный учитель Михаил Савич. Он устроил в своей школе детский театр, в котором ученики давали пьесы духовного содержания. В первое время труппа состояла только из мужчин, но за столетия образ театра и его устройство сильно изменились. Предлагаем вам взглянуть на его прелестное женское лицо.

Устройство театра стало значительно меняться и улучшаться в 1842 году. Именно в это время стали выступать на сцене актрисы. Это значительно изменило сценическое искусство. Первой женщиной, выступавшей на осташковской сцене, была Ольга Петровна Запутряева. До замужества она играла под фамилией Петрова. Впервые выступила на сцене в 1843 году в восемнадцатилетнем возрасте. Сестры ее Анна и Екатерина тоже связали свою жизнь с театром.

Из актрис того времени известны также Прасковья Ивановна Дешкина — дочь Ивана Григорьевича (актриса театра в 1865-1878 г.), Прасковья Петровна Алтынова (Крылова) – мещанка (1840-1850 г.), Анна Ивановна Иванова (1856-1863 г.), Екатерина Ивановна Фёдорова-Фокина (1863-1873 г.).

С осташковским театром связало свою жизнь не одно поколение семьи Нечкиных. С 1849 года более полувека играл Иван Павлович Нечкин — одаренная личность, человек разносторонних интересов, библиотекарь, брандмейстер, певчий, музыкант. Сестра его Мария Павловна (по мужу Поскурякова) поступила на сцену в 1856 году. Затем приходит следующее поколение Нечкиных — Василий Иванович и Мария Ивановна (актриса театра в 1890-1895 г.)

С 1863 по 1873 года актрисой театра была Софья Густафовна Митина (Дальберг) — дочь курьера Николая I. Уместно будет вспомнить и ее сестру Юлию, потомственную дворянку, 3 июня 1901 года родившую дочь Милицу. Внучка И.П. Нечкина академик, историк Милица Васильевна впоследствии вспоминала, как нередко театральными подмостками служила одна из комнат в доме Нечкиных, где сейчас располагается краеведческий музей.

Интересный факт, что появлению и продвижению женщин во многом способствовал бухгалтер в конторе Торгового дома Савиных Константин Николаевич Гречников. Мещанин по происхождению, он отличался начитанностью, имел значительную библиотеку и даже писал статьи для журналов. Был главным собирателем и организатором местной труппы артистов и особенно артисток. Он был и режиссером, и актером.

Наклонность осташковских актеров к выбору серьезных пьес отмечалась многими, как, впрочем, и уровень игры актеров. «Что касается исполнения пьес, — пишет В.И. Покровский, — то оно заслуживает полной похвалы».

«Чрезвычайно любопытная вещь – осташковский театр», — так его характеризует Василий Алексеевич Слепцов в 1963 году в своих «Письмах из Осташкова». Вот как он описывает свой визит в святилище Мельпомены и знакомство с первой актрисой.

«…Театр устроен в большом каменном здании и переделан из какого-то, кажется, кожевенного завода и потому наружности, соответствующей своему назначению, не имел. Зато внутри все устроено как следует быть театру: и ложи, и оркестр, и даже так называемый раёк, все это есть. Мы прошли прямо на сцену или, лучше сказать, под сцену, в мужскую уборную, где уже топилась железная печь и театральный парикмахер возился с париками. Тут же встретили нас и актеры, частию уже одетые в костюмы. Портной или, я не знаю, кто-то из театральной прислуги примеривал на одного актера кафтан, еще кто-то взял свечку и побежал освещать сцену. Все спешили. Суета началась, веселая такая суета.

…Второе действие, точно так же, как и первое, началось без перерыва. Колокольников закричал: «Второе действие!» — и сел за стол. Катерина (г-жа Петрова) тоже села, немножко сконфузилась, посмотрела в темный партер и начала свою роль.

Я слышал и прежде от многих о г-же Петровой, но думал, что врут, хвастаются; а потому, разумеется, ждал криков, ломанья и жеманства. И был просто поражен ее игрою. Такой простоты, свободы и верности я себе и представить не мог.

— Что? Каково? — крикнул мне Колокольников, — идите сюда!

— Ну, как Петрова-то? Что? Видели? То-то же, — говорил он, видимо торжествуя. — Да это что? Вы бы посмотрели ее в драме. Удивительно. Войдет в роль, плачет, серьезно плачет. А тут у ней комическая роль, да и в первый раз: конфузится.

…Когда мы пошли с Колокольниковым домой, я… спросил о Петровой, почему она не едет в Москву или в Петербург дебютировать, он отвечал, что она своими трудами содержит семейство и, разумеется, оставить его не может.

— Это замечательная женщина! Какая у ней душа! Сколько чувства и любви к искусству. Ведь она, представьте себе, выучилась сама, ей даже никто никогда не показывал. Любопытно, что когда была просто мещанкою города Осташкова, то никто об ней и не думал; но когда она стала играть, сейчас же явилась толпа поклонников и обожателей, в том числе и офицеры с предложением услуг, но она их всех:

«…отвергла… Заперлась
…феей недоступной —
и вся искусству предалась
душою неподкупной».

Особое место в местной театральной жизни занимала Прасковья Ивановна Орлова-Савина. Она родилась в 1815 году в Москве. Девяти лет от роду была отдана в московское театральное училище. Она была прилежной ученицей, и уже в те годы играла на сцене с ведущими мастерами Малого театра, в том числе с Михаилом Семеновичем Щепкиным. С его именем связано появление в репертуаре Прасковьи Ивановны комедии «Горе от ума», которая затем будет сопровождать ее на протяжении всей жизни. Она переиграла несколько ролей в этой пьесе, но что особенно примечательно, была первой исполнительницей роли Софьи на московской сцене.

Прасковья Ивановна Орлова-Савина

После окончания училища Прасковья Ивановна была зачислена в труппу Малого театра. Среди ее партнеров по сцене было много известных мастеров сцены, в том числе и известный П.С. Мочалов. Знаковым для нее стал спектакль «Гамлет» по пьесе Шекспира (1837 год), с которого и началась ее слава как актрисы.

В 1835 году она выходит замуж за пожилого актера Илью Васильевича Орлова. В 1845 году покидает московскую сцену, а через два года переезжает с мужем в Одессу. И там продолжается ее театральная биография. После расставания с мужем она в 1851 году уезжает в Петербург, где также выступает на сцене с замечательными русскими актерами, которые очень ценили ее игру и личные качества. Кстати, уважением и известностью она пользовалась не только в актерской среде, но и среди литераторов, общественных деятелей.

В 1863 году Прасковья Ивановна выходит замуж за Федора Кондратьевича Савина, городского голову Осташкова. Как и все члены многочисленной семьи Савиных, он много делал для процветания города, занимался благотворительностью и был страстным театралом. Поселившись в Осташкове П.И Орлова-Савина очень много делала для развития театра, содействовала его успеху своими советами и указаниями. Она сама подбирала актеров.

Осташковский период жизни Прасковьи Ивановны тесно связан с благотворительностью. Не было ни одного доброго дела, во главе которого она бы ни стояла. Дом милосердия, столовая для бедных, сборы средств в пользу сирот и погорельцев — это далеко неполный список. Скончалась в 1900 году и была похоронена в Знаменском женском монастыре.

Из актрис начала двадцатого века известно имя Елены Дмитриевны Веригиной (в театре с 1902 года). Столетний юбилей театра был отмечен в 1906 году постановкой пьесы Островского «Последняя жертва». Театр продолжал жить, и его деятельность была тесно связана со всеми значимыми в истории страны событиями. Октябрьская революция. Великая Отечественная война, во время которой был утеряны декорации, да и труппы распалась. Но постепенно формировалась группа любителей театра и был создан драмколлектив. Им руководила, и сама играла Анна Яковлевна Григорьева.

В 1961 году был официально открыт Осташковский народный театр, режиссером которого была Любовь Николаевна Сокурова. В 1965 году ее сменила выпускница актерско-режиссерского отделения Московского государственного университета культуры и искусства Людмила Ивановна Василенко (Евсюкова). Более сорока различных постановок осуществлено под руководством Л.И. Евсюковой. Значительное место в репертуаре занимала классика, было поставлено немало сказок для детей. В 1970 году театр — лауреат смотра художественной самодеятельности в Москве со спектаклем «Константин Заслонов» по пьесе А. Мовзона. Через семь лет повторил успех со спектаклем «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, став лауреатом первого всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся.

Режиссер Театра чтеца Детской школы искусств Людмила Евсюкова

Людмила Ивановна играющий режиссер. В памяти зрителей остались ее роли в пьесах «Медведь», «Колокола», «Прощальные гастроли», «Иркутская история», «Персидская сирень». С благодарностью она вспоминает своих партнерш по сцене – Е. В. Павлову, А.В. Андрееву, Е.В. Макарову, А.И. Сивкову, М. Барыгину, В.Г. Самуйлову, Г.Г. Максимову, И.А. Валдай, Н. Король, Ю. Васильеву, тогдашнего директора дома культуры А.Н. Лебедеву. Увлеченность и любовь к театру она привила своим коллегам и ученикам. Выступает на сцене Санкт-Петербургского театра «Балтийский дом» Валентина Виноградова, закончившая актерское отделение ГИТИСа им. А.В. Луначарского. По стопам педагога пошла Юлия Бубненкова, выпускница Московского государственного университета культуры и искусства.

Эта неутомимая женщина практически с нуля создала театральное отделение Детской школы искусств им. И.К. Архиповой, где преподает и по сей день. Начинать сначала – в ее характере. Параллельно с педагогической деятельностью она создала два коллектива – образцовый детский театр и народный театр «Магия». «Заслуженный работник культуры» и «Почетный гражданин города Осташкова», Людмила Ивановна по-прежнему увлеченно работает, плодотворно занимается со своими учениками, репетирует и полна творческих планов.

В 1984 году Л.И. Евсюкову сменил режиссер Сергей Евгеньевич Тихонов, который открыл новые женские имена, вошедшие в историю осташковского театра. Это Мария Сарова, Мария Страхова, Марина Капусткина, Наталия Павлиш, Наталья Кудрявцева, Ирина Бикезина и многие другие. В их числе и Мария Тихомирова, уже много лет возглавляющая образцовый театр-студию «Спутник» при гимназии №2.

В зрелого режиссера выросла и еще одна представительница этого этапа осташковского театра Светлана Павлова. Она впервые вышла на сцену в одиннадцать лет в концертной программе. Потом была первая роль – Совесть в «Лесной песенке». А сколько их было впоследствии — комедийных, серьезных, гротесковых… Почти два десятка работ в ее творческой копилке, и представьте все удачные! Так случилось что в какой-то момент в спектаклях, которые ставил Тихонов, ролей для нее не было, а творческий потенциал искал выхода и реализации. И четыре года назад Светлана Николаевна сменила на режиссерском посту Л.И. Евсюкову и возглавила народный театр «Магия».

Режиссер Народного театра
«Магия» Светлана Павлова

Она не сразу поняла свое призвание. После средней школы закончила Осташковский механический техникум, Московскую гуманитарную академию, режиссерские курсы. Победила любовь к театру. И без него своей жизни Светлана не представляет. Поставила несколько детских спектаклей – «Огниво», «Что случилось с книгой сказок», «Кукольный город», и взрослые «Тер-мур-метр», «Одна ночь». В новой постановке «Женский день» по пьесе Т. Ворониной, режиссер открыла много незнакомых зрителю имен. Кроме уже опытных актрис, в нем сыграли Олеся Куликова, Наталья Черменина, Наталья Нечаева.

Светлана сейчас сама не играет, с удовольствием увлеклась режиссурой, а впрочем, она по-прежнему мечтает о новых ролях, но только не в своих спектаклях.

— Женщина в театре – это уникальное явление, — говорит она. – По своей природе любой представительнице слабого пола свойственны игра, перевоплощение. А сцена — это удивительная возможность побывать в разных ипостасях. Почувствовать себя, например, королевой. Или сумасшедшей. Кстати, у меня была именно такая роль в спектакле «Тиль Уленшпигель». Это так здорово, когда ты имеешь возможность примерить на себя ту или иную роль, и в то же время донести до зрителя свои взгляды на жизнь, свои чувства.

Театр – это не просто увлечение, это состояние души, образ мыслей и жизни. Все, кто хоть однажды понял это, остались верны сцене на многие годы. Эту судьбу выбрали для себя многие любители тетра. И все повторяется снова и снова.

Наталья КАБАНОВА

Добавить комментарий