Гончарное ремесло относится к наиболее древним
видам народного искусства

Развитие этого промысла прежде всего было связано с месторождениями хорошей глины. В тверском крае встречается преимущественно красная глина, и значительно реже белая. В Осташковском районе есть залежи и белой глины. Наличие этого природного материала определило появление и развитие горшечного, гончарного производства, ведь дешевая и удобная глиняная посуда и другие изделия были весьма популярны в крестьянском быту. Изготовлением изделий из глины занимались крестьяне. По свидетельству некоторых источников, почти в каждой деревне были артели по производству кирпича-сырца. Бытовало и производство настоящих гончарных изделий общего пользования.

Азы лепки осваивают учащиеся первого года обучения Аня Лебедева,
Егор Яковлев, Вика Кочановская, Полина Медведь, Маша и Саша Тузовы

Установить дату возникновения этого производства в нашем районе не представляется возможным, ввиду отсутствия статистических данных. Но есть воспоминания известного местного краеведа Константина Амплиевича Зоркина, хранящиеся в Осташковском краеведческом музее, которые обобщают и представляют интереснейшую информацию по этому направлению народного творчества.

«Изготовлением гончарных изделий занимались жители деревни Роги Мошенского сельсовета (Андрей Федорович Журавлев). Дело это было семейное, — вспоминает К.А. Зоркин. — Гончарные изделия разделялись на два вида. Первый – для варки пищи и кипячения воды. Их ставили в печь, поскольку эти изделия выдерживали высокую температуру, и называли горшками. Сырьем дл них служила местная глина, которую хорошо разделывали, проминали и подготавливали для производства.

Работа производилась на деревянном круге, приводившемся в движение ногами мастера. Кусок глины клался на круг, и когда он начинал вертеться, мастер руками производил оформление того или иного изделия. Потом выработанные изделия сушили на приспособленных стеллажах или в жилых домах.

Обжиг производился в специальных напольных печах. Для прочности посуду закаливали особым способом: готовили раствор из овсяной муки, наполняли им большое корыто и доводили до кипения. Затем клали березовый веник, и прокатывали там вынутые из печи горшки. После такой процедуры они делались особенно закаленными, и к тому же пятнистыми. Хозяйки-стряпухи при варке пищи предпочитали пользоваться именно такой посудой, предпочитая ее чугунной. К тому же бытовало справедливое убеждение, что пища, сваренная в такой посуде, вкуснее и полезнее.

Максим Голушко и Аня Абакшина со своими работами

Другой вид гончарных изделий, по местному именуемых муравленными, в основном предназначался для молочной продукции. Этим промыслом занимались крестьяне деревни Емша, что находилась рядом с Осташковом (сейчас — это район города — авт.). Известны два семейства братьев Константиновых, которые славились своим мастерством. У них был небольшой шалаш с необходимым оборудованием. К тому же близость с городом значительно упрощала сбыт изделий.

После Великой Октябрьской революции организация гончарного производства была поручена артели «Строитель», что и было выполнено.

В той же деревне Емша было специально построено здание: помещение для глины, ее разделке и проминанию. Была мастерская и оборудование (деревянные круги) для выработки гончарных изделий, стеллажи для просушивания, печь для обжига посуды различной емкости от 2500 до 3000 литров.

В артель пришли опытные специалисты, возглавлял коллектив глиняных дел мастер Степан Павлов. Видов продукции было много – кувшины, крынки, муравки, кашники, опарники, горланки, пуляшки и так далее. Для придания блестящего вида применяли глазурь, которую сначала толкли в ступе, разводили водой, а затем покрывали изделия изнутри и немного снаружи.

Посадку в печь посуды производил мастер по обжигу. По заполнении печи ее дверь закладывали кирпичом и замазывали глиной. Имелись две топки, находившиеся под печкой. С их помощью и осуществлялся обжиг, который продолжался от 19 до 24 часов. После окончания обжига и остывания печи изделия вынимали и сортировали».

Алина Балакина и Маша Хлюстова за гончарным кругом

Из воспоминаний К.А. Зоркина известно, что гончарный цех не прекращал своей работы и во время Великой Отечественной войны, но уже являясь цехом артели «Транструд». Посуда (тарелки, чашки, блюдца, кружки) имела большой спрос у населения города, и особенно у сельских жителей. Востребована она была и в послевоенные годы, а для продажи открыли ларек на городском базаре. В те годы в коллективе собрались высококвалифицированные мастера. Кроме уже упомянутого С. Павлова, уникального специалиста и безусловного лидера, работали Иван и Анатолий Григорьевы, Анна Пожилова, Анастасия Трофимова. На разделке глины трудилась Н.Н. Новикова. Обжигом готовой посуды занимался Михаил Иванов, он же и начальник цеха. Производительность труда была высокой. Мастер за смену мог делать, например, 100-120 кувшинов. А месячный выпуск посуды выражался в среднем от 8000-10000 литров общего объема посуды. Не сбавлял темпов гончарный цех и до перехода артелей в местную промышленность. Но комбинаты, принявшие в свое хозяйство артели, в том числе и гончарный цех, не стали заниматься этим делом. И это уникальное производство прекратило свое существование, а мастерство осташковских гончаров стало невостребованным.

Есть известное выражение, что не боги горшки обжигают. Возможно и так. И все же это очень непростое дело — создать даже самый простой кувшин. Нужно мастерство, терпение, усидчивость, чтобы центробежная сила гончарного круга не разорвала согретую ладонями глину, сводя на нет все старания. А еще необходимо чувствовать материал, иметь большое желание и хотя бы маленький талант. А значит, все гончары все-таки немножко боги.

Сегодня традиции гончарного ремесла продолжает, развивает и популяризирует осташковский Дом детского творчества. Вот уже несколько лет здесь реализуется общеразвивающая программа «Фантазия из глины», по которой работает педагог дополнительного образования Любовь Петровна Белоусова.

Коллективная работа учащихся

— Цель нашей программы — создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству молодежи, — рассказывает Любовь Петровна. – Жизнь не стоит на месте. Сейчас появились новые технологии и материалы для лепки. Это различный пластилин, запекаемая пластика, соленое тесто, гипс, папье-маше, кинический песок, ну и конечно, традиционная глина. Все это используем на занятиях. Мы работаем по таким темам, как «Живая глина», «Современные материалы для лепки», «История глиняной игрушки», «Чудеса из теста». Каждый ребенок может почувствовать себя настоящим скульптором, освоить приемы создания рельефной и объемной скульптуры, гладкого декорирования, изучить возможности глазурных красок для декоративной росписи. Наши воспитанники – постоянные участники самых интересных творческих проектов. Это городские, региональные выставки и конкурсы детского творчества. Дипломами в областном конкурсе «Моя малая родина» были отмечены Алина Балакина и Юля Новожилова, в традиционном областном конкурсе «Зеркало природы» дипломами 1-й, 2-й и 3-й степени награждены Лиза Соловьёва, Максим Голушко, Юля Новожилова, Артём Панафидин и Владислав Рысев.

Ну а в основе программы — изучение лучших традиций селигерских мастеров и наших народных промыслов. Ребята развивают свои навыки в работе с глиной, в лепке, проявляют свою фантазию в росписи изделий красками, осваивают приемы работы с глазурью. Пробуют себя в сюжетных панно. Помимо индивидуальных изделий они делают и коллективные работы, что конечно, не только развивает фантазию, но и воспитывает ответственность. За годы обучения дети проходят большой творческий путь от знакомства с материалами, основными способами и приемами до изготовления изделий. Уже во второй год обучения они самостоятельно могут слепить рыбку, черепаху, рака, лягушку. Детям очень нравятся занятия, и большинство из них по завершению учебы создают произведения искусства. Выставки работ по итогам года наглядно демонстрируют хороший уровень работ учащихся.

Не могу не согласиться с педагогом. Побывав на занятии в Доме детского творчества, я убедилась не только в активном интересе ребят к творчеству, но и в том, что они вполне способны создавать настоящие шедевры.

Работа Дианы Беловой

Аня Абакшина уже несколько лет с удовольствием занимается всеми видами творчества. Она своим руками сделала немало работ – птичку, рыбку, колокольчик, панно из скульптурного пластилина.

Творческий стаж опытного мастера Дианы Беловой — десять лет. Она автор более пятнадцати работ в различной технике.

— С большим удовольствием я занимаюсь этим творчеством, — признаётся Диана. — Это большой простор для фантазии, развитие моторики. Самые любимые мои изделия колокольчик с рыбами и тарелка с селигерской тематикой из белой глины. Сейчас я осваиваю работу на гончарном круге. Она так увлекает! Хочу изучить это ремесло до тонкостей, ведь возможно оно станет моей будущей профессией.
Максим Голушко пришел в Дом детского творчества пять лет назад. Попробовал свои силы практически во всех видах. Ему все интересно. Но особенно нравится работать на гончарном круге.

— Глина – это живой материал, его чувствуешь. Мы работаем с красной, черной и белой глиной, — рассказывает он. – Занятия очень нравятся. Это так здорово видеть, как из какого-то комочка начинает рождаться красота. Я уже сделал подсвечник, кумочку. Конечно, это простые изделия, но очень хочется попробовать свои силы в чем-то более сложном.

А какое удовольствие наблюдать, как работают настоящие мастера. Я до сих пор нахожусь под впечатлением, когда в Доме детского творчества для нас проводил мастер-класс настоящий специалист гончарного производства В.Е. Галактионов. Он успевал разговаривать с нами, объяснять секреты работы на гончарном круге, и в течение десяти минут, почти не глядя на свое изделие, создал очень красивую вазочку, которая для наших ребят является эталоном и вершиной мастерства, к которой нужно стремиться.

О кумире начинающих гончаров хочется рассказать особо. Это Владимир Евгеньевич Галактионов. Он осташ. Окончил среднюю школу №1. Затем поступил в Тверской политехнический институт и по его окончании работал в Перми на оборонном заводе. Сейчас живет в Твери. Вот уже много лет увлекается гончарным делом. Он стал настоящим профи, в своей мастерской делает кружки с символикой Селигера, которые пользуются спросом не только в Твери, но и в Торжке, Клину, Москве. Сотрудничает с монастырями и делает сувенирную продукцию с местной символикой для Иерусалимского, Саввино-Сторожевского, Иверского монастырей и Нило-Стоболенской пустыни и других. Его изделия украшает собственный брэнд. Владимир — давний друг и спонсор юных осташей. Он передал в пользование свой старый гончарный круг, на котором сейчас с интересом занимаются дети. Привозит глину для занятий, и конечно, всегда готов поддержать энтузиазм свих юных земляков в освоении древнего гончарного ремесла.

— С детства люблю керамику, изделия из нее, отсюда и это увлечение. Работая с таким удивительным природным материалом как глина, получаешь заряд энергии и позитива, — рассказал Владимир Евгеньевич. — Лет пятнадцать назад обратил внимание на то, что на рынке мало гончарной продукции и решил серьезно этим заняться. Прошел мастер-классы в Греции, Болгарии во время туристических поездок. Сейчас все это уже стало не просто хобби, а второй профессией.

Очень рад, что юные осташи продолжают традиции предков, увлекаются этим ремеслом. Важно, что гончарное искусство не забывается и не исчезает. Обещаю, что буду и дальше поддерживать ребят.

Наталья КАБАНОВА

Добавить комментарий