На территории Осташковского района было развёрнуто около 85 госпиталей, из них 40 — в Осташкове. Под госпитали отдавали самые лучшие здания в городе. В этих стенах были спасены десятки тысяч жизней солдат и офицеров Красной армии. Абсолютное большинство защитников Родины после лечения снова отправлялись на фронт.

Идея установки памятника медицинской сестре принадлежит руководителю военно-патриотического клуба «Память» Алексею Шевчуку, которую он вынашивал с 2016 года.

Осенью 2020 года инициативу поддержал Осташковский совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (председатель Анатолий Лукашов). После обсуждения на Общественном совете Осташковского городского округа была создана рабочая группа, которую возглавил председатель совета ветеранов Осташковской ЦРБ Юрий Михеев.

Началась кропотливая работа по проработке деталей будущего памятника, за основу которого была взята скульптура Владимира и Коры Федотовых. Одновременно шел процесс аккумулирования средств на спецсчете – добровольных пожертвований граждан, предприятий, общественных организаций. И когда была собрана довольно значительная сумма, подтверждающая готовность увековечить память о бесценном вкладе медицинских сестер в дело Великой Победы, депутаты Осташковской городской Думы приняли решение о выделении средств на завершение работы.

Весной 2022 года администрация Осташковского городского округа приступила к благоустройству сквера на площади Черкасова – именно этот небольшой сквер близ Центральной районной больницы Осташкова был выбран для размещения памятника.

По задумке инициаторов, в памятнике медсестре найдет отражение преклонение не только перед подвигом тысяч женщин и девушек, которые сражались за жизни в медсанбатах, санитарных поездах, тыловых госпиталях. Это еще и дань уважения жителям Осташкова военной поры, помогавшим выхаживать раненых, проявившим самоотверженность и милосердие.

Бронзовая скульптура будет установлена на постамент из красного гранита, на котором засияют строки, написанные ветераном журналистики Владимиром Логиновым:

У каждого была своя война,
И нам ее не описать словами.
За тысячи солдат, спасенных вами,
Навеки вам признательна страна!

Ангелы Владимира Федотова

«Мы должны быть ангелы. Херувимы и серафимы, да. Мы – братья и сестры милосердия»
Вера Панова «Спутники»

Макет-миниатюра Владимира Федотова лег в основу для дальнейшей разработки Памятника медсестре. Он и его супруга Кора стали исполнителями важнейшего заказа.

Ваятель эпохи Второго Возрождения

Достаточно ли хорошо осташи знают творчество Федотова? О да! И не только искусствоведы, любители ваяния и завсегдатаи художественных выставок. Кто не видел скульптурное панно «Селигер и Волга» на торце здания пристани «Осташков»? А панно в операционном зале отделения Сбербанка? А выставленные в витрине салона «Обретение» скульптурные композиции? Ответив на эти вопросы утвердительно, перейдем к вопросам непосредственно художнику.

Где корни ваятеля? Как формировался художественный почерк? Что предшествовало столь значимой для осташей работе над памятником?

— Мои корни из селигерской земли: мать – из Зальцо, отец – из Твердякино. В пятидесятые годы они уехали по комсомольской путевке на масштабные стройки в столицу; папа строил Лужники, мама — на московских высотках работала. В Москве я родился, учился. Любил рисовать, лепить. Учился ремеслу. Первые практики были в комбинате декоративно-прикладного искусства; получил большой опыт работы в мозаике, керамике, монументальном творчестве.

Набрался опыта, покатался по стране, а в начале девяностых вернулся на родину своих предков. И сразу окунулся в кипучую творческую жизнь Городомли и Осташкова: сначала вел кружок лепки во Дворце культуры на острове, потом преподавал в филиале Детской школы искусств. Потом получил солидный заказ от пристани; мой макет барельефа утвердило руководство Тверского порта. Сейчас из-за того, что территория пристани является закрытой, его можно видеть только издалека.

С панно в Сбербанке была другая история. Сначала показалась странной художественная версия об изображении мотивов природы на барельефе – Селигерский край в керамике. Но оказалось, что в это время банк проводил большую акцию в поддержку живой природы. И мы попали, что называется, в тренд.

Участвовал в художественных выставках. Возможно, многие помнят композицию скульптур из шамотной глины, посвященную 200-летнему юбилею Пушкина (часть из нее находится в художественной галерее Осташкова).

Однако уже с переездом в Селигерский край у меня была главная задача: поучаствовать в возрождении святынь – церквей, монастырей. Уже в 1999 году я начал работу по восстановлению лепнины в Богоявленском храме Нило-Столобенской пустыни. И уже более двадцати лет тружусь в монастыре.

Есть в этой многолетней работе по восстановлению благолепия порушенных святынь одна сокровенная. Это реставрация Крестовоздвиженской церкви в Ниловой пустыни, построенной в 1784-1788 годах в стиле барокко, характерном для эпохи Ренессанса.
Уже сейчас, хотя работы еще много, виден огромный труд и масштаб. Тысяча (если не более) фрагментов лепнины, скрупулезный труд по изучению фрагментов наследия, следования канону, творческие искания и находки.

Будем надеяться, что во всем великолепии интерьер храма мы сможем увидеть уже весной 2023 года. И тогда более подробно расскажем обо всех перипетиях и откровениях художника эпохи Второго Возрождения.

А пока мы осторожно прикрываем двери Крестовоздвиженской церкви и едем в мастерскую скульпторов Федотовых в деревне Зальцо.

Херувимы и серафимы милосердия

Здесь тоже есть на что посмотреть: и фантастические зверюшки, и персонажи легенд.

— Владимир Анатольевич, давайте поговорим о «нашей девочке» — той миниатюрной скульптуре, с которой началась большая работа по созданию памятника.

— Несколько лет назад ко мне обратился Алексей Шевчук, рассказал об идее увековечить память работниц медсанбатов и тыловых госпиталей. Этот замысел лег, что называется, на живое. Дело в том, что моя мама и тетя совсем в юном возрасте (12 и 16 лет) работали в госпитале в Восточной Пруссии. И хотя они не хотели вспоминать об этом как о великой трагедии, все-таки такие разговоры иногда прорывались. Так узнавал о физических и моральных страданиях покалеченных войною молодых мужчинах. А вместе с ними невыносимую тяжесть несли на своих худеньких плечах эти девочки.

Поэтому в первоначальном варианте сестричка была очень молоденькой, не старше 16-17 лет. Может быть, она только что выскочила на свежий воздух после тяжелой смены – из операционной или перевязочной. Или побежала за медикаментами в другое помещение. Или встречать очередной транспорт с ранеными. Едва накинув на плечи шинель, сорвала первоцвет и задумалась – об отце, воюющем где-то подо Ржевом, об однокласснике, от которого давно не получала весточку. Сейчас она снова вернется в стены госпиталя и будет бороться за жизнь молоденьких, как и она, солдат, утешать, облегчать страдания…

Мы старались очень внимательно прислушиваться к рекомендациям, которые высказывали как члены рабочей группы, так и неравнодушные граждане. Благодарны нашим коллегам по группе, которые единодушно отказались от предложенного варианта более монументального памятника (копии уже установленного) в пользу нашего проекта. Было важной задачей вписать его в городской пейзаж, в малый по размеру сквер, чтобы не нарушить гармонию пространства. «Наша девочка» стала старше, приобрела более женственные черты. Но, по сути, сохранила те же черты – отсутствие пафоса, готовность к самопожертвованию ради ближнего, милосердие, как каждодневный труд.

Уже шла работа по созданию скульптуры в натуральную величину, а ситуация менялась со страшной скоростью. Подорожал металл, предполагаемые ранее подрядчики по отливке памятника в бронзе заявили невыполнимые требования. Наконец, нашелся вариант: мастерская скульптора Александра Ноздрева в Подмосковье. У него очень большой опыт (работал вместе с известным ваятелем Рукавишниковым) и подход к этому заказу очень серьезный.
На момент, когда пишутся эти строки, наш памятник уже отлит, доставлен и установлен на постамент. Завтра, в 11 часов, упадет покрывало…

Придите, поклонитесь подвигу наших матерей, бабушек и прабабушек. Пусть не меркнет в веках их подвиг милосердия!

Наталья НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий