Размышления после юбилейной выставки художника А.А. Зазынова

Удивительное, поразительное событие: в городской картинной галерее была открыта выставка осташковского художника Александра Зазынова, приуроченная к его 75-летию.

Почему удивительное? Да потому, что все друзья и коллеги знают, как бы он, если был жив, мечтал о такой выставке. Ведь столько душевных, да и просто физических сил, приложил наш юбиляр в свое время для создания этой галереи. А после ее открытия что-то не сошлось у них с тогдашним директором Татьяной Колпигиной, хотя оба, конечно же, бесспорно, желали ее успешной работы. И эта работа пошла без него, что вызывало у него болезненное смятение чувств, доводя до душевных терзаний.

А поразительным это событие можно назвать потому, что более половины представленных на ней полотен принесли в галерею их обладатели – почитатели творчества художника Зазынова. Очень им хочется, чтобы как можно больше людей познакомились с работами Александра, чтобы оценили, каким богатством обладает наш, знаменитый художниками город.

Эта выставка, можно сказать, первый вклад в культурную жизнь города новой команды сотрудников галереи – директора Юлии Боронкиной и хранителя фондов Виктории Кричинской. Не случайно начали они свою деятельность с этой выставки. О том, что именно Зазынов стоял у истоков создания такого выставочного зала в Осташкове, им рассказали сотрудники ДК «Юбилейный», в частности, Елена Константиновна Устинова, бывшая в те поры директором Дворца. Да и сама Виктория, с детства будучи ученицей Сан Саныча, как в городе называли Зазынова, тоже знала его еще и с этой стороны. И было решено отметить славный юбилей – 75-летие художника – выставкой его картин.

На открытие пришло так много почитателей (а ведь день был будничный и часы рабочие), что пришлось выносить из загашников стулья. И желающих сказать доброе слово об уже ушедшем в мир иной друге, коллеге, учителе, земляке оказалось тоже порядочно. Выступили более десяти человек. Вспоминали, каким он был: добрым к людям, особенно к детям, своим ученикам, болезненно переживающим за неблагоустроенность города и его экологию (он входил в различные общественные комиссии по этим вопросам и даже возглавлял некоторые из них). Вспоминали, как поддерживал он коллег-художников, побуждая их к участию в выставках. Случалось, он сам вывозил работы осташковских художников для представления их на вернисажах за пределами района. Все это способствовало развитию их творчества.

А сколь охотно участвовал он в деятельности библиотек, помогая библиотечным дамам не только в оформлении различных по направленности выставок, но и в чисто мужских делах – что-то прибить, передвинуть, перевезти…

Самые добрые слова. Самые лучшие воспоминания… Слышал бы он все это при жизни… А при жизни он был действительно неуемным. Старался везде успевать. До всего ему было дело. Он не просто любил наш селигерский край и свой город. Эта любовь все время побуждала его к действию. Он не просто был в составе осташковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, он его возглавлял. Сколько раз он расшибал лоб в дискуссиях и спорах о реставрации обрушающихся невыразимо прекрасных зданиий и впадал в отчаяние, в очередной раз, от равнодушия вышестоящих чиновников и равнодушия законов. Сколько сил и нервов было потрачено им и его коллегами на решение вопроса об установке памятника актрисе Савиной, а в итоге удалось «пробить» лишь надгробную плиту… Помню первые обсуждения нового плана градоустройства. Немногие жители откликнулись тогда на предложение администрации высказать свою точку зрения, а Сан Саныча волновала проблема домов, брошенных после переселения в новый микрорайон. И он оказался прав: земляки получили новые квартиры, а в старой части города остались целые улицы-фантомы.

О том, что Зазынов помогал нашим художникам в их творческом росте, уже сказано, но он охотно делился знаниями и мастерством с иногородней порослью художников. К нему приезжали начинающие свой путь в искусстве из других городов и районов, даже из столиц. Их всех он встречал, знакомил с достопримечательностями, вывозил на пленэр. Сегодня все они тоже хранят память о Зазынове.

Нельзя не вспомнить и о постоянном стремлении Сан Саныча к самосовершенствованию. Он много читал, по книгам и статьям изучая творчество известных мастеров кисти и современных художников. В 45 лет, на удивление даже хорошо знавших его друзей, поступил в Тверской колледж культуры и в 50 с отличием окончил его. Как дипломированному специалисту ему стало доступно преподавание в детской школе искусств, что тоже было его давней мечтой. Эта своеобразная педагогика, общение с детьми заменяло ему отсутствие собственной семьи.

Да, отсутствие семьи наложило отпечаток на всю жизнь этого человека. Александр родился в Удомельском районе. По неизвестной причине рано лишился матери и других родных и с младенчества воспитывался в детдомах. Трагедия сиротства и одиночества особенно пронзила его в годы, казалось бы, умудренного подведения жизненных итогов. Он пытался заглушить эту боль совершенно российским образом – алкоголем. И результат известен. Но кто теперь кинет камень в этого «грешника»?

Но вот вопрос, который после этой выставки, после всех доброжелательных воспоминаний о Зазынове, остался открытым. Почему все промолчали о том, что после его кончины в общественной среде родилось предложение присвоить новому культурному очагу Осташкова – картинной галерее – его имя. Ведь именно он стоял у истоков галереи. Собственно он и был первым, кто разрабатывал концепцию и оформлял выставочный зал при ДК «Юбилейный», что ясно подтвердили выступившие на презентации выставки. Свое мнение – однозначное «да» выразили осташи при проведенном по инициативе администрации опросе. Поддержал предложение и общественный Совет при администрации. Обращение граждан официально передано по инстанции. А в ответ? Нет ответа.

А ведь Зазынов – пример настоящего гражданина Осташкова. Вспомним все известные книги о феномене нашего маленького города в истории России. Все авторы всегда отмечали: жители Осташкова именуют себя гражданами. Но отметим, гражданин – это не просто житель города. Это человек думающий, заботящийся о благе города, приносящий ему пользу, гордящийся своим окружением, своей особой культурой, выделяющийся своей гражданской позицией.

Вдумайтесь, ведь это все о нем.

Когда-то Александр писал для нашей газеты статьи про своих друзей под рубрикой «Провинциальный портрет». А сам он прожил жизнь не провинциального героя, а человека высокой жизненной позиции, настоящего гражданина Осташкова. И с этой точки зрения он вполне достоен оставить свое имя нашей картинной галерее.

Так не пришло ли время все-таки воздать должное художнику-гражданину, члену Союза художников России Александру Александровичу Зазынову и наконец присвоить имя нашего земляка его детищу – осташковской художественной галерее.

Алла Логинова, ветеран журналистики, член Союза журналистов России

Добавить комментарий