Ткачество возникло в позднем палеолите благодаря развитию плетения и прядения. Повсеместно для ткачества использовали разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. До XIX-XX веков ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовали, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы.

Екатерина успешно освоила методику ткачества на дощечках. Удивительные пояса, сотканные мастерицей —
яркое тому подтверждение.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трёх метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объёмным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Жёлто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники…

Шло время, на смену ручным пришли автоматизированные ткацкие станки, и одно из древнейших ремёсел стало уходить в прошлое. Но окончательно кануть в Лету ремеслу не дают увлечённые люди, всей душой радеющие за сохранение народных традиций. Одной из таких радетельниц является наша землячка Екатерина Антонова.

Она уже и не помнит, с чего началось её увлечение стариной. Наверное, на подсознательном уровне, оно зародилось ещё в детстве, когда отец Кати собирал старинные вещи и аккуратно складывал их на чердаке. Тогда Катя впервые увидела угольный утюг, медный самовар, рубель — старинную доску для разглаживания белья. В детстве зародилась и любовь к чаю из самовара с трубой, который растапливают щепой. Но такие изыски члены семьи могут позволить себе лишь тогда, когда приезжают в деревню. Дома такой самовар не растопишь. А чай из него получается с дымком — такой вкусный, такой ароматный, такой душистый! Самовар на столе стоит и дымит, а домочадцы наливают из него чай!

Отец показал дочери, как пользоваться прялкой. Так что первые навыки этого мастерства у Екатерины тоже из детства.

Однажды, побывав на фольклорном фестивале в деревне Василёво, что в Торжокском районе, попробовала силы за ткацким станком. Там же состоялось удивительное знакомство с Надеждой Бариновой — народным мастером России, ведущим специалистом по декоративно-прикладному и художественному творчеству Тверского областного Дома народного творчества. Позже произошла ещё одна встреча с мастерицей — в фольклорном лагере в Рамешковском районе. Там Баринова показала, как ткать на дощечках и, увидев, что Екатерине это интересно, пригласила её на мастер-класс по традиционному творчеству.

Рукодельница мечтает научиться
профессиональному ткацкому мастерству

И вот уже третий год Екатерина периодически ездит в Тверь в музей Лизы Чайкиной, где вместе с такими же увлечёнными, как и она сама, людьми познаёт удивительный мир народного творчества.
В стенах Дома народного творчества Надежда Евгеньевна организовала студию традиционных ремёсел «Супрядки», собрав под одной крышей творческих единомышленников.

За это время участники студии создали две уникальные коллекции текстильных кукол. Коллекция «Куклы в костюмах смоленско-тверского пограничья» включает в себя 14 персонажей, одетых в традиционные наряды Нелидовского, Жарковского и Бельского районов. Коллекция «Тверские ремёсла» воссоздаёт в миниатюре процессы ткачества, вышивки, кружевоплетения, войлоковаляния, гончарства и других традиционных для Тверской области промыслов и ремёсел.

Посещая мастер-классы, Екатерина научилась кроить и шить народный костюм, изготавливать кукол, познала основы ткачества. Тверская кукольница разработала индивидуальный макет, по которому Катя сделала куклу в осташковском костюме.

Создание куклы — работа кропотливая и трудоёмкая. Надо не только сшить куклу, но и выкроить по старинным выкройкам сарафан, предварительно вручную вышив на ткани рисунок. Пояс для костюма куклы изготавливает по образцам из краеведческого музея в технике «ткачество на берде». А головной платок выполняется в технике верховой набойки, которую освоила по интернету самостоятельно. А если понадобится для образа, как, например, для куклы-рыбака, то и шапку свалять, и сеть связать, и сапоги рыбацкие пошить сможет.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

Недавним проектом творческого объединения «Супрядки» были куклы-ремесленники. Наша землячка решила явить миру кукол-осташей. Рыбак с уловом, его жена, плетущая сеть, их маленький ребёнок стали героями её удивительно талантливого произведения. В работе в помощь были — краеведческий музей, где она ближе познакомилась с костюмами предков; Надежда Баринова, которая соткала ткань для осташковского сарафана; сын Михаил, который изготовил деревянную утварь для кукольных героев — скамью, козюлю и цевку для плетения сетей.

Екатерина и себе сарафан сшила по крою и мотивам Оленинского района. В какой-то степени сарафан оказался талисманом — Лера Фрунзе в прошлом году, выступая в нём на Суворовском фестивале, стала лауреатом. Несомненный талант вокалистки отлично дополнил наряд, созданный Екатериной Антоновой. Кстати, участники вокального дуэта «Берега», в котором поёт её дочь Таня, отлично смотрятся в сценических костюмах, сшитых талантливой мастерицей.

В планах — пополнить свой гардероб сарафаном, выполненным по осташковским мотивам. Пока что в округе один такой — в краеведческом музее. Вот и Екатерина хочет себе такой же пошить. Дело лишь в нехватке времени. Ведь всё-таки основным, профессиональным, занятием является работа межрайонным инженером лесного хозяйства в Осташковском лесничестве, куда пришла в 2000 году лесоводом (тогда это был Селигерский лесхоз).

Мастерица не только мечтает профессионально научиться работать за ткацким станком, она ещё пытается сохранить то, что осталось нам в наследство от предков — русскую культуру, традиции, истоки земли русской. Она хочет заниматься созидательным творчеством, чтобы последующие поколения узнавали о жизни наших предков через народные ремёсла, обряды, традиции. Всё это очень важно сохранить для будущих поколений, считает Екатерина Антонова.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий