14 февраля, в День всех влюбленных, в художественной галерее открылась выставка картин московской художницы Елены Черкасовой «Спасение твари». Ее работы выполнены в оригинальной манере, с первого взгляда сходной с иконописью, но при этом использующей яркие краски и неожиданные трактовки религиозных и бытовых сюжетов.

Ведущим открытия стал издатель, музыкант, творческий руководитель ансамбля «Будущие покойники» Николай Филимонов. Также в галерее была представлена фотоэкспозиция, посвященная музыкальному коллективу.

На мой взгляд, выставка, а также последовавшие за ней концерт и живое общение вкупе станут знаковым событием в истории обновленной Осташковской художественной галереи.

Но обо всем по порядку. Центральной составляющей события и поводом собраться стала экспозиция картин Елены Черкасовой.

Художница родилась в 1959 году в Москве. В юности окончила художественную школу, писала акварелью пейзажи, рисовала портреты. Пережив серьезный духовный кризис, пришла к христианской вере. Изучала церковную службу, иконописную традицию, читала духовную литературу, служила псаломщицей, заботилась об одиноких стариках, зарабатывала шитьем церковных облачений. После долгого перерыва вновь вернулась к занятию художественным творчеством, но теперь ее произведения уже имели иной смысл и иную форму. С 1996 года Черкасова активно работает как живописец и график, живет в Москве и в деревне Теренькино Ярославской области, многие ее работы хранятся в частных собраниях в России и за рубежом.

«Бегство по Нилу в Египет»

Николай Филимонов в качестве вступления поразмышлял о празднике Торжества православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста. Праздник этот был установлен после Константинопольского собора 843 года, который осудил иконоборцев и восстановил иконопочитание в Византийской империи. Елена Черкасова во время творческого пути выбрала для себя необычный, с первого взгляда упрощенный, архаичный, иконографический стиль, хотя когда-то занималась более традиционными видами живописи. Таким образом, можно говорить о том, что это было ее собственное Торжество православия. Хотя ее картины не подчиняются строгому иконописному канону, они имеют определенную схожесть с иконами, а библейская тематика остается во главе угла. Но благодаря тому, что образы и сюжеты художницы не каноничны, это «развязывает ей руки» и позволяет создавать зачастую совершенно невероятные фантасмагорические сцены, использовать яркие выразительные краски.

Мир картин художницы – это мир ритмов, символов, узоров, в которые вплетены образы персонажей и фрагменты текста. Текст вообще является если не главной, то очень значимой составляющей ее произведений. Старославянские тексты не так просты для понимания массовым зрителем, поэтому с первого взгляда они кажутся лишь декоративным элементом. Но как только ты всматриваешься в сюжет картины, как только начинаешь его осмысливать, старинные буквы начинают складываться в текст, дополняющий и углубляющий понимание происходящего на холсте. Эти картины более требовательны к зрителю, по сравнению с более привычной живописью.

«Волки и овцы»

Для художницы ее работы – это способ говорить о Боге и вере, не прибегая к строгой иконописи и к языку традиционной реалистической живописи.

Эпатажное на первый взгляд название выставки отсылает нас к картине «Возвращение голубки». На холсте изображена сцена из Ветхого Завета, в которой Ной и его сподвижники, вместе с множеством животных столпились у окошка ковчега в надежде на возвращение птицы, которая должна принести дурную, либо же наоборот благую весть.

Животные разнообразно представлены на картинах Елены Черкасовой. Мы видим здесь овец, волков, собак, кошек, оленей, рыб, коз, разнообразных птиц и даже крокодилов. Они могут присутствовать как в качестве персонажей библейских сцен, так и в качестве метафорических образов (как, например, монахини в облике птиц на картине «Женский монастырь»), а также участвовать в каких-то совершенно обыденных сюжетах, изображенных, однако все в той же псевдоиконописной манере.

Нужно отметить и то, как удачно была размещена экспозиция в малом зале. Работы Елены Черкасовой отлично смотрелись на импровизированной выставке, организованной у Филимонова дома, но в экспозиционном зале галереи они также выглядят прекрасно. Ведущий провел зрителей по залу, многие картины были подвергнуты подробному изучению и горячему обсуждению.

«Товит»

В большом же зале галереи размещены фотографии участников ансамбля «Будущие покойники», а также ряд афиш коллектива. Здесь же, после открытия выставки, начался концерт группы. За музыкальные инструменты и микрофоны взялись Николай Филимонов, Игорь Федоров, Юрий Тихомиров, Дмитрий Павлов, Дмитрий Пронин, Дмитрий Митрофанов.

Зрители аплодировали в такт, подпевали, кто-то даже танцевал. Песни уже хорошо знакомого многим осташковским слушателям музыкального коллектива вновь нашли яркий отклик в сердцах публики. Мне кажется, именно такими должны быть творческие вечера в нашей галерее, увлекательными, неформатными, яркими.

Музыканты исполнили около тридцати композиций, в том числе «Вернись в Осташков» и «Зубную щетку», но публика никак не хотела отпускать их, бурно аплодируя, просила сыграть «на бис». Тогда ребята исполнили еще две песни, менее известные, но не менее зажигательные. Только после этого встреча подошла к концу, гости начали расходиться, и настало время поделиться впечатлениями в узком кругу.

Могу сказать, что это событие случилось, в некотором смысле, и при моем участии. Так вышло, что в начале ноября прошлого года я был приглашен в галерею, чтобы провести выставку своих фотографий. На открытие выставки, чтобы поддержать меня (за что я ему искренне благодарен) пришел Николай Юрьевич. Тогда он даже исполнил несколько песен под гитару. Стало понятно, что Осташковская художественная галерея – это великолепная площадка для такого рода событий. Эту идею подхватили директор галереи Юлия Боронкина, главный хранитель Виктория Кричинская и фотограф Ульяна Былевская (это она подобрала фотографии для экспозиции в большом зале).

«Я ни разу здесь не был раньше!», — с удивлением заключил один из вокалистов «Покойников» Юрий Тихомиров. И так мог бы сказать не только он, но и многие другие гости события, пришедшие сюда впервые. А ведь вместе с тем группа смотрелась удивительно уместно и естественно среди экспозиций галереи, в окружении слушателей всех возрастов. Мне кажется, что это досадный пробел, который должен быть заполнен. Художественная галерея может быть центром притяжения для публики с различными интересами, различными художественными и музыкальными вкусами. Действительно, почему же галерея на протяжении долгого времени ассоциировалась исключительно с консервативными официальными мероприятиями? Я надеюсь, что выставка ярких и необычных работ Елены Черкасовой, а также переполненное энергией и радостью выступление музыкантов станут ключом, который откроет для художественной галереи, ее гостей, друзей и хранителей дверь в совершенно иное будущее нового формата.

Евгений Крылов

Добавить комментарий