В минувшие выходные в Районном доме культуры – историческом театре Осташкова проходил областной фестиваль любительского театрального искусства «Сфера Т». Его учредителями были Министерство культуры Тверской области и Тверской областной Дом народного творчества

Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться

Никогда еще, пожалуй, мне так непросто не давалось редакционное задание по освещению культурно-массового мероприятия. Всего за два выходных дня и вечер пятницы — десять спектаклей! Признаюсь, посмотрела только половину. А каково членам жюри? А каково зрителю бороться с искушением охватить всё? Это для нас-то, осташей, всегда с нетерпением ждущих театральных премьер!

Кажется, устроители фестиваля, а по-новому, областного театрального проекта «Сфера Т», решили отыграться за все годы – и ковидные, и предшествующие им, когда нашу любимую «Театральную осень» то в Тверь заберут, то на весну перетащат. Поклонники театра взмолились: «Как же так?! На все спектакли не успеть! Нельзя было распределить по дням недели?» Милые люди, так это не гастроли профессионалов, а конкурс любителей! Которые, отыграв спектакль, возвращаются к станку, в класс, за баранку автобуса… Но в эти волшебные дни об этом забывалось, и зрители, возвращаясь из театра по легкому морозцу освещенными улицами (что приятно!), заинтересованно обсуждали сюжет, декорации, мастерство режиссера и актеров. И надо сказать, было о чем поспорить и чему порадоваться.

О времена! О нравы!

По словам члена жюри фестиваля, журналиста и театрального критика Валерия Смирнова, общий уровень представленных на осташковской сцене театральных работ был достаточно высок, откровенных провалов не было. Тем интереснее сравнить собственное впечатление с мнением авторитетного жюри, в которое, кроме Валерия Васильевича, вошли Андрей Кардашов, директор Вышневолоцкого драматического театра, и Елена Михайлова, преподаватель Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова.

Фестивальная афиша удивила разнообразием жанров: банная трагикомедия, драма, детектив, почти реалити с элементами абсурда, кукольный «балаганчик». Удивление вызвало и то, что любительские коллективы предпочли произведения современных авторов и тематику; разве что действие пьес «Царь Потап» и «Поминальная молитва» происходит примерно в 1910-е годы, а «Мышеловка» написана Агатой Кристи в 1952 году. Так что следует отметить смелость режиссеров-постановщиков: с творчеством современников работать не так-то просто.

Впрочем, даже известные, много раз и в разных интерпретациях виденные ранее сценические произведения воспринимаются по-другому. Жизнь, как вы понимаете, за последние два-три года существенно поменялась… Да что там годы: тот же «Человек из Подольска» — спектакль народного театра осташковского Районного дома культуры в постановке Сергея Тихонова по пьесе Дмитрия Данилова, премьера которого состоялась осенью 2021 года, смотрится сегодня совершенно по-другому. Со мной согласился режиссер; оформление, сюжет и реплики актеров всё чаще вызывают тоску и даже страх, чем смех или удивление происходящему на сцене абсурду. Спектакль многослойный, и есть смысл пересмотреть еще раз. Порадуемся за коллектив: работа удостоена диплома лауреата второй степени, а Александр Лебедев, исполнивший роль попавшего под раздачу «патриотизма» Николая, и Александр Константинов (резонер Серега из клетки) удостоились специальных дипломов за актерское мастерство.

Ищите женщину! Или – мужчину?

«Теща с сюрпризом», «Рай на земле» и «Женский день» хочется объединить в один блок: тема женщины в современном обществе, разочарования, поиски счастья, надежда, любовь или ее обещания. Разные жанры пьес, разные подходы, разные эмоции зрителей.

Режиссер Анатолий Щербаков (народный театр «Фрагмент» из Торжка) не побоялся взяться за сложную многогранную тему — пьесу для взрослых «Рай на земле». Это реальная история одной бомжихи, история о том, что и в нечеловеческих порой условиях женщине, опустившейся на самое дно жизни, хочется найти этот «рай», обрести мать и остаться человеком. Сострадание и понимание — вот всё, что ей нужно. И тогда, может быть, когда-нибудь, её душа успокоится, и жизнь перестанет казаться адом, коим она является для неё на самом деле. Сценическая работа новоторов удостоена диплома второй степени.

Театральные постановки народного театрального коллектива «Саквояж» из Максатихи давно и уверенно собирают полный зал зрителей-осташей. Режиссер Михаил Милосердов берет, как правило, материал доступный для широкого круга зрителей; его спектакли упруги, ансамбль актеров слаженный (что и подтверждено спецдипломом актерского дуэта Галина Яковлева – Сергей Пикалов). «Теща с сюрпризом» — уже по названию можно было догадаться, что речь о вечной парочке из анекдотов «теща – зять», через которую просвечивается непреходящая тема — «квартирный вопрос». Это тоже есть, но вообще-то в пьесе речь еще и о том, что женщина бальзаковского возраста достойна счастья не в меньшей степени, чем ее дети. Только вот где их взять, этих рыцарей? Впрочем, парочка таковых все же ближе к финалу появляется… И все бы хорошо, и радостно за встретивших свои половинки Виолетту и Галину,
и текут слезы от смеха. Но скабрезность шуток по ходу пьесы все же зашкаливает и оставляет осадочек.

«Женский день» — спектакль по пьесе Татьяны Ворониной в постановке народного театра «Магия» (Осташков, режиссер Светлана Павлова) вызвал, наверное, самые неоднозначные оценки и у членов жюри, и у публики. Это, безусловно, вызов – взяться за такой материал. Казалось бы, сюжет незатейлив, как в сериалах: собрались женщины в бане, все про всех знают: в замкнутом пространстве военной части дело происходит. Слово за слово – и давай вытаскивать грязное белье (в переносном смысле), а там скандал, а за ним и драка. Все хороши, у каждой скелет в шкафу! Фамилия которого Кулик, он же командир гарнизона.

Народный самодеятельный коллектив театр юного зрителя
«Саквояж», МБУК «Максатихинский районный дом культуры»,
пгт. Максатиха, спектакль «Теща с сюрпризом».

Нет, что-то тут не так! С чего бы им так откровенничать?! А вот, оказывается, была тому причина, раз пришлось гарнизонным сударыням и барышням не только тела — души обнажить. В православии, в отличие от других конфессий, нет понятия «чистилище», но ведь и так понятно, что когда-то придется соотнести свои добрые дела и дурные поступки… Белые тапочки сданы, дамы разошлись по домам, так и не добравшись до парной. А истинный смысл действа становится ясен только из последней сцены спектакля.

Спектакль «Женский день», открывший фестиваль, был премьерным, а это всегда риск. Думается, что режиссер и коллектив народного театра прислушаются к замечаниям и рекомендациям профессионалов. А мы поздравим Светлану Павлову и актеров-любителей с новой ступенькой в поиске своего пути в сценическом искусстве. И пусть диплом фестиваля станет стимулом для дальнейших побед.

Тему жизни и смерти, любви и семейных драм, прощения и прощания продолжил спектакль «Чествование» по пьесе Бернарда Слейда в постановке коллектива «Запасной выход» из Дубны (режиссер Наталья Матюшевская). Этот жанр – так называемая бродвейская история, где драма и фарс, слезы и шоу в гармонии. Главный герой Скотти — шоумен, человек-праздник — узнает о смертельном диагнозе. Родные и друзья всеми силами стараются скрасить его последние дни чествованием (что стало названием спектакля), устраивают для него приятные встречи, тем самым оказывая ему психологическую поддержку. Разумеется, находится сын, выросший без отца. Прочитываются в этой постановке любовный, семейный, поколенческий подтексты. Смерти нет, если есть любовь, — как бы гласит спектакль. Допустим…

Колесникова в квадрате

Спектакли самодеятельных театральных коллективов из Конакова всегда у зрителей в приоритете. Блистательные постановки Ирины Герман (народный театр при ДК имени Воровского) и Алёны Колесниковой (народный театр «Авось-КА» при том же Дворце культуры) надолго запоминаются – массовыми сценами, прекрасными костюмами и декорациями, интересным подбором репертуара. На этот раз в портфолио «Авось-КИ» оказались сразу две Колесниковых – режиссер, руководитель студии Алёна и её дочь Евгения с дебютной постановкой.

«Поминальная молитва» Григория Горина (по мотивам «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема) – пьеса, хоть и проходящая по разряду трагикомедий, очень серьезная, о сложных межнациональных и классовых взаимоотношениях в еврейском местечке в начале прошлого века. Вспоминаются блестящие постановки ЛЕНКОМа с Евгением Леоновым в главной роли; Михаил Ульянов в театре Вахтангова в роли Тевье. Прекрасный мюзикл «Скрипач на крыше».

Смела, ох, смела Алёна Викторовна! Тем более, отважилась начать рассказывать историю в такое непростое геополитическое время. И ведь рассказали её конаковцы очень достойно. Смех, сострадание, невольные слезы – и главное, вопросы. Оказывается, многим из зрителей была совершенно незнакома затронутая в пьесе тема, как и еврейская культура, обычаи. «В чем смысл этой постановки?» — спросили меня по окончании спектакля. Да простят меня исповедующие иудаизм, все-таки это про то, что человеческая душа по природе своей христианка.

Спектакль, хоть и несет в себе следы «недокрученности» — это было всего третье представление его публике, смотрится он полноценным зрелищем с декорациями, танцами, обрядами и массовыми сценами.
Как хочется, чтобы Скрипач на самой высокой крыше мирозданья не смолкая играл, взывая к милосердию, взаимопониманию, прощению!…

В воскресенье с утра зрителей ждала «Мышеловка», расставленная молодым режиссером Евгенией Колесниковой. Классический детектив по пьесе Агаты Кристи, который идет едва ли не в каждом втором театре мира. Тем не менее, судя по пронзительной тишине в зале, интригу артистам удалось держать вплоть до развязки. Приятно удивила сценография, подчеркивающая лаконичность и английский стиль (кстати, отмеченная специальным дипломом жюри фестиваля). Совершенно заслуженно получил признание Ярослав Непряхин, создавший образ беззащитного неврастеника Кристофера Рена.
К недостаткам можно отнести явную затянутость постановки, некоторые сцены можно сделать более динамичными. Ну а в целом – дебют Евгении Колесниковой можно считать успешным, диплом лауреата третьей степени получен «Авось-КОЙ» заслуженно. Почетная бронза к серебряному диплому лауреата коллективу за «Поминальную молитву».

Народный самодеятельный коллектив театр «Вариант», Районный
Дом народного творчества, г. Кимры. Спектакль «Прощай, овраг!»

Поощрительную награду и зрительские аплодисменты заслужил народный самодеятельный коллектив театр «Вариант» из Кимр за спектакль-притчу «Прощай, овраг!» (режиссеры Даниил Ващенко, Дарья Ермацан). Дипломом участника награжден образцовый детский театр куклы, актера и маски «Поветруля» из подмосковной Дубны за спектакль «Петрушка на войне» в постановке режиссера Андрея Бергмана. Это была единственная постановка в афише, адресованная детям. Особенность проекта «Сфера Т» в том, что детские коллективы и взрослые (а также смешанные) представляют свое мастерство на разных площадках. А само по себе искусство создания сценических образов посредством куклы, масок очень интересно и многопланово. И не зря «Поветруля» получил специальный диплом «За сохранение традиций фольклорного театра кукол».

Волжский хутор и его обитатели

Мимо безусловного победителя творческого соревнования народных театральных коллективов я, к своему стыду, пролетела. И была не одинока: зрительный зал в субботу на утреннем спектакле «Царь Потап» был полупустым. Так что буду опираться на мнение коллег – журналистов Валерия Смирнова (член жюри, Тверь) и Надежды Калининой (Ржев).

Театральный коллектив «Улей» клуба железнодорожников из Ржева не ищет лёгких путей, выбирая для постановок пьесы малоизвестные и сложные. Драму «Царь Потап» автор, Александр Капков, написал в 1936 году, когда ему было 29 лет. Действие происходит в 1913 году – времена столыпинских реформ; описывается жизнь хутора на берегу Волги.

Потап Урлов и его многочисленное семейство ведут хуторское хозяйство. Сам себя он называет Царём. Он помыкает женой, детьми и другими домочадцами. Хозяйство его – лучшее в губернии, но достаток достигается нещадной эксплуатацией родственников. Это порождает большие и маленькие семейные драмы. И где-то по лесу ходит человек с ружьем и с обидой в душе…

Трагична история семьи и воспринимается из сегодняшнего дня как предвестник трагедии всей России. Впрочем, пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время. Суровый, мрачный быт, сцены домашнего насилия, неспособность услышать друг друга – таков исход поклонения золотому тельцу, когда люди попросту теряют человеческий облик.

Режиссер Наталья Андреева нашла, действительно, добротный материал и предложила его достойное сценическое решение. Все актёры удивительно точно воплотили характеры своих героев, приложив максимум усилий к тому, чтобы показать всю наготу душевной мерзости своих героев. И абсолютно закономерным стало признание этой работы лучшей и достойной лауреатского звания первой степени. Специальным дипломом «За лучшую женскую роль» награждена Марина Кульнева (Катерина Урлова), актерский ансамбль спектакля «Царь Потап» также назван лучшим.

И в завершении следует поблагодарить организаторов фестиваля, коллектив Районного дома культуры за традиционное гостеприимство. Зрителей, которые с такой любовью принимали актеров-любителей. Как всегда, в зале было много молодежи, семейных пар, и это дает надежду на то, что театральное искусство в провинции всегда будет находить своих поклонников. И опровергну себя же: нет, не будем бояться своих желаний – видеть на нашей сцене больше театральных постановок: профессионалов и любителей, взрослых и детских, классических и современных — хороших, спорных, разных!

Наталья Николаева

Добавить комментарий